Вслед за Олимпиадой в Сочи стартует зимняя Паралимпиада, где российские спортсмены традиционно впереди планеты всей. Трехкратная паралимпийская чемпионка в лыжных гонках и биатлоне АННА МИЛЕНИНА в интервью корреспонденту РБК daily ДМИТРИЮ ТУРСУНОВУ рассказала о детских спортивных слезах, пренебрежении страшным диагнозом и победе на чемпионате мира, добытой на третьем месяце беременности.
― Все детство прошло на лыжне?
― Больше того, мама с папой познакомились на лыжне. Семья у нас спортивная, так что выбора у меня не было: взяла палки, лыжи, надела ботинки ― и в лес. Сначала каталась в свое удовольствие, а потом захотелось соревноваться ― поступила в спортшколу. Заходила и в воду, но сразу поняла, что бассейн ― не мое. Плывешь, бывало, а в голове-то лыжи. Так уж получилось, что кататься было намного интереснее, хоть и грустно очень...
― Грустно из-за лыж?!
― В спортшколе чувствовала себя инвалидом. Вроде работала больше всех, силы тратила гигантские, но наравне с остальными детьми соревноваться не могла. Было обидно до криков, рыданий. (При рождении Анна получила травму ― защемление нерва вызвало частичный паралич руки.) Вторая палка мешала, очень мешала бежать ― она то отваливалась в сторону, то впивалась в снег, сбивая меня. Из-за этого уплывали даже не секунды ― минуты. Хорошо, что мама тогда как-то прознала, что есть специальные соревнования для людей с ограниченными возможностями, где можно кататься с одной палкой... Впрочем, я и в паралимпийский спорт могла не попасть.
― Из-за запрета врачей?
― Ага (саркастически усмехается Анна). В спортшколе обязали сделать медсправку. Мы с мамой пошли в районную поликлинику. Врач-невропатолог посмотрел на историю болезни и выпучил глаза: «Мама, вы что с ума сошли? Какие лыжи? Ребенка угробить хотите?!»
Что делать ― мы пошли к другому врачу, но увидели похожую реакцию. Потом я выходила со слезами из дверей десятков кабинетов и везде слышала эти страшные «нельзя», «опасно».
― Может, стоило переключиться с лыж на другой вид спорта?
― Да причем тут лыжи, палки, когда мне запретили любую деятельность, связанную с ограничением доступа кислорода в мозг. Это кросс, лыжные гонки, плавание… Да что перечислять? Скажу лишь, что под табу попали даже шашки с шахматами ― мол, там думать надо, напрягаться.
― Запретные диагнозы вы тут же выбрасывали?
― Мы их игнорировали. Это общесемейное решение: мое, мамы, папы, тети, которая стала первым тренером. Я просто выбрала нормальную жизнь. Выбрала лыжи, без которых не чувствовала бы себя полноценной.
― Врачи пытались вас переубедить?
― А мы им ничего не говорили ― просто занимались себе тихонько. Сейчас, через пятнадцать лет, доктора при встрече опускают глаза, потому что оказались неправы. Скажу больше: недавно я узнала, что людям с моим диагнозом начали настоятельно рекомендовать занятия спортом. Активность стала панацеей.
― Почему решили перейти в паралимпизм?
― Как я уже говорила, бег с двумя палками был очень неудобен. Я проигрывала, плакала. Впрочем, решение о получении инвалидности далось трудно ― родители не хотели клеймить ребенка.
― А получилось, что, напротив, подарили ему победы, подарили реализацию...
― Выигрывать я начала сразу. Собрала котомку из медалей и в 15 лет решила отправиться на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, но не поехала в США из-за возрастных ограничений.
Зато четыре года спустя отправилась в Турин с мыслями о непременном «золоте». Уверена в себе была не только я. Звоню домой после первой гонки, говорю: «Я пятая!» А у мамы шок: «Как пятая? Почему такой провал?..» Но одно «золото»» в Италии я все-таки выиграла.
― В Ванкувер вы поехали опытной спортсменкой и сделали дубль.
― Взяла «золото» и в лыжах, и в биатлоне. Звучит и впрямь мощно, но у нас молодой паралимпийский вид спорта. В нем нет такой узкой специализации, как в спорте здоровых людей. Хотя сейчас спортсмены останавливаются либо на лыжах, либо на биатлоне.
― После побед в Ванкувере вас ждало еще одно приятное событие.
― Мой будущий муж сделал предложение. Он, кстати, тоже паралимпиец, бронзовый призер Игр в Пекине по волейболу.
― Он спокойно реагирует, что у жены титулов и наград побольше?
― Не просто спокойно реагирует, но и во всем меня поддерживает. Например, не стал перечить, когда я поехала на ЧМ в Ханты-Мансийске на третьем месяце беременности. Выиграла первую гонку, но тут уж слово взял тренер. Он забрал мои лыжи и сказал, что дальше рисковать моим здоровьем не намерен.
― И оказался прав, сын родился здоровым...
― Ребенок меня очень поддерживает, даже вдохновляет. Иногда бегает по дому с флагом и кричит: «Россия ― вперед».