РБК направил запрос в Минобороны с просьбой подтвердить информацию о назначении Сопроненко. В ВЭБе отказались комментировать переход топ-менеджера.
Отто Сопроненко в разговоре с РБК сказал, что информацию о своем переходе в Минобороны слышит впервые. «Я это впервые слышу от вас. Хорошего вам настроения, чудесная погода», — сказал он в ответ на вопрос РБК, когда состоится назначение.
Сопроненко уже работал в структурах Минобороны. В частности, занимал должность заместителя гендиректора АО «Гарнизон» (бывший «Оборонсервис»). В 2011 году Сопроненко работал начальником управления делами Росимущества. В 2012 году был назначен заместителем руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, но уже через год покинул департамент по собственной инициативе. Вскоре стало известно, что Сопроненко перешел в АО «Гарнизон». Затем он стал замгендиректора компании и проработал на этой должности несколько лет, после чего ушел работать в «ВЭБ Капитал».
Основное направление деятельности «ВЭБ Капитала» — это управление проблемными и непрофильными активами ВЭБа. Кроме того, компания оказывает услуги в сфере управления, развития и реализации активов, не принадлежащих госкорпорации. Речь идет, в частности, об организации продажи госимущества в ходе приватизации — с 2010 года компания является агентом правительства по организации сделок с госимуществом.
В феврале ВЭБ заключил соглашение с Росимуществом, которое позволит госкорпорации через «ВЭБ Капитал» участвовать в экспертизе проектов по увеличению рыночной стоимости федерального имущества для его последующей приватизации. C помощью «дочки» госкорпорация хочет структурировать сделки по «упаковке» и более выгодной продаже госактивов, объяснял возглавлявший тогда ВЭБ Сергей Горьков.
В презентации «ВЭБ Капитала» от марта 2017 года говорилось, что компания готовит к приватизации три актива: Институт микроэкономики, Российский НИИ сельскохозяйственных приборов и Центральный НИИ кожевенно-обувной промышленности. В графиках реализации федерального имущества по распоряжению правительства у «ВЭБ Капитала» более 70 объектов недвижимости и более 90 пакетов акций.
В сравнении с системами госзакупок стран НАТО российская — наиболее прозрачная, отмечает руководитель общественной организации «Гражданский контроль государственных закупок» Дмитрий Доброштан. Это, по его мнению, может стать причиной введения дальнейших санкций в отношении российских предприятий ОПК.
«К примеру, на сайте госзакупок мы видим все — от плана закупки спецтехники или вооружений до ее реализации. Кроме того, в прилагаемой документации указано, у кого закупается, когда и на какую сумму. «Условный противник эту информацию может легко отследить и использовать в своих целях», — пояснил Доброштан. По его мнению, Сопроненко будет «брать курс на непрозрачность».
В ноябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев временно разрешил госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков. Подписанное им постановление разрешало госкомпаниям ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе, цене закупки без данных о победителе тендера. Данные о контрактах с субподрядчиками разрешено было закрыть.
По данным СПАРК, в 2017 году Минобороны заключило через систему госзакупок 1284 контракта на сумму 73,9 млрд руб., в 2016-м — на 76,2 млрд руб., в 2015-м — на 103 млрд руб., в 2014-м — на 94,3 млрд руб.