3 миллиарда на ЖКХ
Подконтрольный Минрегиону Фонд содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина готов отдельно направить 3 млрд руб. на модернизацию «коммуналки» в моногородах. Это пятая часть всего коммунального бюджета госкорпорации. На дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры денег может не хватить, предупреждают в фонде. Регионам необходимо дополнительно около 58 млрд руб., а Минфин готов расщедриться только на 20 млрд.
О том, что в ближайшие три года моногородам необходимо предоставить дополнительное финансирование на развитие коммунальной инфраструктуры, говорится в письме замглавы Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимира Талалыкина статс-секретарю Минрегиона Светлане Ивановой (есть в распоряжении РБК daily). Предложения разрабатывались в связи с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова от 13 марта. Всего на программы модернизации «коммуналки» в трехлетнем бюджете фонда заложено 15 млрд руб. Одну пятую этой суммы (3 млрд руб.) госкорпорация предлагает направить в моногорода. Идею дополнительной их поддержки поддержал министр регионального развития Игорь Слюняев на коллегии ведомства 28 мая, рассказал РБК daily его представитель.
Фонд также предлагает предусмотреть для моногородов возможность прямого субсидирования расходов на строительство и реконструкцию (сейчас субсидируется только ставка по кредитам), снизить до 20% требования по софинансированию программ из региональных и местных бюджетов, определить долевое участие инвесторов (в частности, не менее 80% в области электроснабжения, 60% — теплоснабжения и утилизации отходов, 40% — водоснабжения), а также допустить до участия в модернизации предприятия всех форм собственности.
Если хотя бы часть предложений удастся реализовать, то приступить к модернизации «коммуналки» в моногородах можно будет уже в этом году, считает Владимир Талалыкин.
Сейчас из 300 моногородов более 60 имеют негативный прогноз социально-экономического развития. «В коммунальной инфраструктуре ситуация очень плохая. Основные предприятия стоят, бюджета на их реконструкцию у муниципалитетов нет. 3 млрд руб. — лучше, чем ничего», — говорит ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Региональные бюджеты слишком бедны для полноценной реализации программ ЖКХ. На заседании госсовета 31 мая фонд уже обращал внимание, что долю участия регионов в тех же программах расселения аварийного и ветхого жилья необходимо снизить, на это требуется около 58 млрд руб. Минфин же пока готов выделить только 20 млрд руб. — по 10 млрд в 2016 и 2017 годах. Это позволит снизить нагрузку с 64 до 60%. Однако этого недостаточно. «Регионы обращаются в правительство с предложениями по снижению уровня софинансирования в среднем до 50%, на что дополнительно потребуется около 30 млрд руб.», — добавляет г-н Талалыкин.
Фонд действительно испытывает проблемы с финансированием, констатирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Если в 2009 году на программы ремонта и переселения ветхого аварийного жилья госкорпорации выделили более 100 млрд руб., то в 2012 году уже в пять раз меньше — 20 млрд руб., напоминает она.
Муниципалитеты страдают и из-за популистской тарифной политики регионов, убежден г-н Гордеев: за «коммуналку» отвечает муниципалитет, а тарифы устанавливает регион. «В результате там, где сети изношены, тариф низкий, а там, где развитие есть, тарифы, наоборот, максимальные. Где-то один куб воды стоит 8 руб., где-то — 200 руб. Нужно менять методику расчетов тарифов и устанавливать их адресно», — добавляет эксперт.