В Московской консерватории Большой театр даст концерт оркестра и хора
Для меломанов предстоящий концерт - большое событие, поскольку Ю.Темирканов по-настоящему выдающийся музыкант. Отменивший сразу несколько своих выступлений за последнее время в России и за рубежом, Ю.Темирканов теперь займет место за пультом оркестра Большого театра.
Ценителей искусства ожидают сюжеты отечественной истории. В первом отделении концерта прозвучит мировой шедевр - оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный» для солиста, чтеца и оркестра. Текст читает народный артист России Николай Буров. Напомним, что знаменитая оратория была написана в жанре киномузыки в содружестве с режиссером Сергеем Эйзенштейном к одноименному фильму. «Иван Грозный» создавался в 40-е годы по желанию и под непосредственным контролем Иосифа Сталина, и по его же приказу работа над кинотрилогией была прекращена. Сам композитор, по его словам, представлял в кинокартине образ Ивана Грозного как государственного деятеля, стремящегося в противостоянии с внутренними и внешними врагами к «объединению русских земель в единое царство».
В оригинале прокофьевский «Иван Грозный» представляет собой набор не связанных между собой музыкальных фрагментов, символизируя тем самым разрозненность древнерусских земель. Уже после смерти композитора, в 1962 г., Абрам Стасевич обработал эти фрагменты, объединив их фразами чтеца, тем самым придав им черты законченного музыкального произведения.
Во втором отделении программы прозвучит «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», представляющей собой народную музыкальную драму, написанную на исторический сюжет. Также будет исполнен вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова, близкого друга композитора. Этот вокальный цикл, написанный для голоса и фортепиано, - настоящая жемчужина как для русской вокальной музыки, так и для всей русской музыкальной литературы в целом. Исполнение «Песен» имеет великие традиции, их не раз исполнял великий русский бас Федор Шаляпин. При этом цикл может исполняться как мужскими, так и женскими голосами.
Цикл «Песни и пляски смерти» необычен и сложен не только в вокальном смысле, необычна даже сама его тема: "взаимоотношения" Смерти и ее жертв, предстающих в разных обличиях.