Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Балтийский рулевой

Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Крупнейший в России контейнерный оператор Global Ports закрепил свое первенство в Балтий­ском бассейне. Группа удвоила свои мощности, договорившись о покупке своего основного конкурента — Национальной контейнерной компании (НКК) — за 291 млн долл. и 18% акций в Global Ports. Это позволит грузовладельцам сэкономить на транспортных расходах.

Помимо 100% акций самой НКК Global Ports достанутся и все принадлежащие ей активы: «Первый контейнерный терминал» (100% акций), «Усть-Лужский контейнерный терминал» (80%) и «Логистика-Терминал» (100%). Пока стороны заключили обязывающее соглашение, саму сделку планируется закрыть в течение трех-шести месяцев. Как передает Global Ports, группа приобретает НКК за 291 млн долл. в обмен на акции допэмиссии в размере около 18% от увеличенного акционерного капитала Global Ports. Также Global Ports получит опцион на покупку у акционеров НКК 50% акций в украинском «Контейнерном терминале Ильичевск» (на долю КТИ приходится 30% всех контейнерных перевозок на Украине) за 60 млн долл.

НКК — второй по масштабам оператор контейнерных терминалов в России. Общая годовая мощность ее терминалов оценивается в 1,69 млн TEU (в 2012 году грузооборот НКК составил около 1,06 млн TEU). Конечными владельцами НКК считаются Андрей Кобзарь и депутат Госдумы Виталий Южилин, якобы контролирующий актив через группу First Quantum. По данным Forbes, состояние обоих оценивается по 0,6 млрд долл. Согласно условиям сделки, они получат право на два места в совете директоров Global Ports без специальных прав вето. Кроме того, полученные ими 18% акций в операторе нельзя будет продавать в течение шести месяцев после завершения сделки.

Помимо проданных активов совладельцы НКК передадут Global Ports и весь долг компании. Как сообщил вчера в ходе conference call гендиректор Global Ports Александр Назарчук, чистый долг НКК равен 916 млн долл., в 233 млн долл. оценивается задолженность самого Global Ports и еще в 290 млн — привлеченные под покупку средства.

Уровень контейнеризации в мире составляет порядка 50—60% от всего объема перевозок сухих грузов, а среди генеральных грузов (штучный товар, перевозимый в упаковках) в некоторых портах может достигать 90%. В России масштабы контейнерных перевозок куда более скромные. В 2012 году грузооборот в контейнерном сегменте вырос на 8,3% против 19,8% в 2011 году. На долю Global Ports приходится порядка 30% от суммарного контейнерооборота российских портов, а после покупки НКК компания должна войти в 20 крупнейших в мире операторов контейнерных терминалов.

Михаил Бурмистров, глава агентства «INFOLine-Аналитика»

Это однозначно положительная новость, ведь речь идет о двух крупнейших в России игроках контейнерных терминалов. Думаю, это позволит Global Ports оптимизировать расходы и более эффективно управлять терминалами. Что касается тарифов, не думаю, что эта сделка существенно повлияет на их уровень, все-таки между российскими терминалами конкуренция связана не только с ценовыми факторами, а ценовая конкуренция с зарубежными терминалами не ослабевает.

Алексей Безбородов, глава агентства InfraNews

Основной акционер Global Ports — APM Terminals не внушает огромного доверия, и такое ощущение, что они ведут исключительно к понижению стоимости компании. Сейчас, я думаю, они в первую очередь заинтересованы в получении контрольного пакета акций. Если говорить о результатах слияния, естественно, компания получила определенное доминирование на рынке — 72% в Санкт-Петербурге и 35% в масштабах страны, однако до определенного манипулирования рынком дойти не должно — есть и другие сильные игроки.

Елена Садовская, аналитик RMG

После объявления о сделке акции Global Ports подорожали на 3—4%, и сейчас рост продолжается, но это совершенно не тот взлет, который был при вхождении в состав акционеров группы Maersk. Очевидно, что инвесторов насторожила ситуация с долговой нагрузкой НКК. Вместе с тем это очень важная для рынка сделка, и Global Ports совершает покупку в удачное время — на фоне падающего рынка. Что касается прогнозов на этот год, мы ожидаем, что во втором полугодии этого года темпы роста контейнерных перевозок продолжат замедляться.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (+0,62)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (+0,27)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
В «Госуслугах» до конца года проверят систему согласий Технологии и медиа, 05:04
ООН оценила траты на восстановление сектора Газа в $30–40 млрд Политика, 05:04
ТАСС узнал об аресте двух фигурантов по делу о хищении ₽38 млн Общество, 04:40
Финский командующий назвал маловероятной атаку России на членов НАТО Политика, 04:19
В Воронежской области объявили опасность атаки беспилотников Политика, 03:55
США увидели угрозу в китайских плавучих АЭС Политика, 03:50
Байден отказался менять позицию по войне Израиля с ХАМАС из-за протестов Политика, 03:38
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Украинский генерал оценил риск утраты «города-ключа» к Донбассу Политика, 03:12
Ветерану Великой Отечественной из Дагестана присвоили звание Героя России Общество, 03:10
Верховный суд признал право госзаказчика расторгнуть бессрочный контракт Общество, 02:32
Правительство отменило привязанную к курсу экспортную пошлину на золото Экономика, 02:17
Reuters переопубликовал заявление Кэмерона об ударах Украины по России Политика, 01:55
МВД объявило в розыск нового секретаря СНБО Украины Политика, 01:53
Байден станет реже упоминать Украину в предвыборной кампании Политика, 01:36