Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Власти выделят на льготное автокредитование еще ₽1,2 млрд до конца года

Правительство расширит льготные автокредиты на граждан с инвалидностью
Программу льготного автокредитования дофинансируют на 1,2 млрд руб. Ее расширят на граждан с инвалидностью, а скидку на отечественные электромобили вновь повысят до 35%
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Правительство увеличило скидку на покупку российских электромобилей в рамках программы льготного автокредитования с 25 до 35% и расширило число категорий граждан, которые могут участвовать в этой программе. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин, сообщила пресс-служба правительства.

С ноября оформить льготный автокредит смогут граждане с инвалидностью. Ранее программа распространялась на учителей, медицинских работников, участников СВО и членов их семей, а также на приобретающих свой первый автомобиль, заемщиков с детьми и одновременно сдающих старый автомобиль в trade-in.

«Кроме того, в ближайшее время программа будет дофинансирована на 1,2 млрд рублей на 2023 год», уточнили РБК в пресс-службе Минпромторга.

Всего на этот год на нее выделяли 5,1 млрд рублей.

Что такое льготный автокредит

В программе льготного автокредитования участвуют автомобили производства АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Haval (произведенные на заводе в Тульской области) стоимостью до 2 млн рублей, а также электромобили Evolute и «Москвич 3е». Базовая скидка на автомобиль в рамках программы составляет 20%, для жителей Дальнего Востока — 25%. На электромобили теперь она будет составлять 35%, но не более 925 тыс. рублей (ранее 25%, но не более 625 тыс. рублей).

Российские банки в апреле выдали рекордный объем автокредитов за 10 лет
Финансы
Фото:Сергей Булкин / NEWS.ru / ТАСС

Программы льготных автокредитов «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» были запущены в 2019 году. На тот момент они предусматривали скидку от 10 до 25% на первый взнос при покупке новой машины в кредит. Акция распространялась на тех, кто покупает автомобиль впервые, а также на лиц с несовершеннолетними детьми и на медработников, а автомобиль должен быть российского производства и стоимостью не более 1,5 млн руб. В 2022 году программу расширили на пенсионеров, военнослужащих и работников правоохранительных органов.

Почти весь выделенный лимит на скидки на этот год был выбран в начале года. Об этом в феврале говорил президент АвтоВАЗа Максим Соколов, выступая в Совфеде: «Эти средства с начала февраля месяца уже оказались израсходованы. Там правда 1,5 млрд руб. из этих 5 млрд руб. было заблокировано — под программу электромобилей. Хотя электромобилей, если мне не изменяет память, в январе месяце было продано менее 20 штук на всю Россию».

В конце марта Минпромторг сообщил о возобновлении программы. Как писали тогда «Известия», решено было перераспределить часть сохранившейся квоты в 1,5 млрд руб. на субсидирование продаж машин с ДВС. В банке «Открытие» тогда сообщали, что речь идет о 600 млн руб., а остальные 900 млн руб. были зарезервированы под кредиты на электрокары.

Как сообщил во вторник, 2 ноября, премьер-министр Михаил Мишустин, в ближайшие три года на льготные автокредиты государство выделит порядка 30 млрд рублей. При этом в проекте бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годы на нее заложено 50 млрд рублей: в 2024 году — 12,3 млрд, в 2025-ом — 18 млрд руб., в 2026-ом — 19,7 млрд руб.

Кроме того, со следующего года вновь поменяется принцип выбора автомобилей, которые можно приобрести со скидкой. Сейчас в программе участвуют производители, у которых подписаны специнсвестконтракты (СПИК) с Минпромторгом. С января 2024 года будет введено требование по локализации автомобиля — он должен будет набирать 1600 так называемых локализационных баллов (с 2025 года — 2 тыс. баллов, с 2026 года — 2,5 тыс. баллов), следует из подписанного постановления. Балльная система оценки уровня локализации начала работать в России в 2019 году: они начисляют за локализацию производителем сборочных операций, использование российских комплектующих и сырья.

Под эти требования подпадают практически все модели Lada, Haval Jolion и почти все модели УАЗа, отмечает Максим Кадаков, автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем». «Вообще, Haval потенциально подходят все — и Jolion, и F7 и F7x, — потому что у них приличная степень локализации. Но в 2 млн руб. укладывается только Jolion тульской сборки». Из коммерческого транспорта подходят «Соболи» и «Газель next» в простой комплектации.

«То есть выбор не велик. Сейчас в этом списке даже нет «Москвича» (только электрический)», — признает эксперт.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что основной бенефициар программы — это АвтоВАЗ. «Какие-то модели УАЗа, может быть еще. У калининградского «Автотора» есть относительно дешевые Kaiyi, но они не входят в программу».

При этом большой эффективности для промышленности от льготных кредитов не будет, размышляет Бургазлиев. «Как только поднимают утильсбор, дорожает импорт, спрос переориентируется на б/у или на отечественные авто. У автопроизводителей появляется большой соблазн в очередной раз попросить поддержки у государства и заодно повысить цены. Вот, сегодня АвтоВАЗ поднял цены на 6-6,5%. Самое большое подорожание по сравнению с другими марками. Получается замкнутый круг. Плюс к этому ЦБ повысил ставку, значит коммерческие банковские ставки тоже сейчас пойдут вверх, сами кредиты подорожают», заключил эксперт.

Максим Кадаков согласен с тем, что реальная выгода от программы меньше, чем «привлекательные 20%». Кроме того, было много споров, нужно ли в принципе поддерживать продажи электромобилей, учитывая что они не глубоко локализованы, вспоминает эксперт. Он считает, что поддержку надо переформатировать. «Выделяя деньги, мы разгоняем банки, страховые и в общем-то цены на автомобили. Я бы на месте правительства пересмотрел программу в корне и ввел бы налоговый вычет от покупки авто, по аналогии с вычетами при затратах на медицину, покупку недвижимости и тд. То есть покупателю просто вернут ту же сумму скидки вычетом из налоговой базы и при тех же вливаниях в рынок люди купят больше автомобилей», заключил он.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 июля
EUR ЦБ: 91,5 (+0,08)
Инвестиции, 10 июл, 18:47
Курс доллара на 11 июля
USD ЦБ: 77,9 (-0,27)
Инвестиции, 10 июл, 18:47
На Украине объявили в розыск Хинштейна и Кириенко Политика, 08:15
Перед Крымским мостом скопилось более 1,2 тыс. машин Общество, 08:08
Лавров прибыл с визитом в Китай Политика, 08:01
Посол России обвинил НАТО в усугублении обстановки в Балтийском регионе Политика, 07:42
Daily Mail сообщила о встрече помощников Карла III и принца Гарри Политика, 07:23
Над четырьмя регионами России за ночь сбили 36 дронов ВСУ Политика, 07:17
SpaceX инвестирует $2 млрд в разработчика чат-бота Grok Технологии и медиа, 06:56
Подарок с пользой — Подписка на РБК
Приобретайте сертификат на период от 1 месяца до года
За сертификатом
МВД объявило в розыск идеолога РДК Политика, 06:26
Трамп вступился за генпрокурора из-за нападок в связи с делом Эпштейна Политика, 05:37
Le Monde рассказала о переезде части украинцев из США в Европу Политика, 05:07
В США закрыли дело против врача о мошенничестве со справками от COVID-19 Политика, 04:24
Президент Мексики рассказала о планах достичь «лучших условий» с США Политика, 04:20
CBS узнал о возможности передачи Киеву помощи Трампом из активов России Политика, 03:53
В Госавиаслужбе Украины объяснили пролет Ан-124 над Киевом в Германию Политика, 03:11