МЭРТ хочет дать фору импортным самолетам
"Считаю, что все пошлины, за исключением пошлин на те самолеты, аналоги которых производятся в России, нужно отменить. Это вопрос безопасности и жизни наших граждан. Это нельзя разменивать на виртуальные будущие интересы", - сказал Г.Греф.
Также, по мнению министра, необходимо отменить НДС на импортные самолеты и авиационные компоненты. Г.Греф высказал мнение, что импортные пошлины нужно будет вводить только тогда, когда российские производители начнут выпускать аналоги зарубежных пассажирских самолетов.
При этом хочется добавить, что российские авиакомпании закупают за рубежом преимущественно старые самолеты, зачастую просто списанные западными авиапредприятиями из-за изношенности. Мнение же о том, что старый боинг лучше, чем российский Ил, весьма спорно. Так что подобный шаг МЭРТ вряд ли добавит россиянам уверенности в безопасности авиаперелетов, зато совершенно точно ударит по некогда самому успешному российскому авиапрому, который сейчас пытается выжить.
Помимо этого, данная мера принесет фантастические прибыли западному авиастроению, так как покупать запасные части и проводить техобслуживание импортных лайнеров тоже придется за рубежом. А эти средства, опять же, очень бы пригодились бы и отечественной авиации.
Стоит отметить, что высказывание Г.Грефа идет вразрез и с мнением вице-премьера России, министра обороны Сергея Иванова, который сегодня, наоборот, заявил о необходимости поддержки российского авиапрома. "Это не российское ноу-хау, а стандартное правило - создавать преимущества своему авиапрому", - подчеркнул С.Иванов.
По его мнению, необходимо отменить или существенно снизить НДС на самолеты отечественного производства. Он подчеркнул, что через некоторое время, "дав глоток свежего воздуха отечественному авиапрому", можно подумать и о снижении либо отмене таможенных пошлин на те типы самолетов, которые не производятся в России. По словам С.Иванова, нужно четко сопоставить эффективность использования государственных средств на поддержку отечественного производства и возможности авиакомпаний закупать зарубежные технологии.
В заключение напомним, что сегодня на совещании российского правительства обсуждалась ситуация в сфере гражданских авиаперевозок. После летних авиакатастроф начались массовые госпроверки авиапредприятий РФ, авиакомпаний и аэропортов. По итогам проверок был обнаружен ряд серьезных нарушений в сфере обеспечения безопасности полетов гражданской авиации: от банальной халатности до целенаправленной политики глобальной экономии на этапах подготовки и осуществления полетов воздушных судов.
Безопасностью полетов обеспокоены и в Госдуме. В начале октября депутаты обсудят проект выделения правительством 3 млрд долларов на покупку новых гражданских самолетов. По словам инициатора законодательной инициативы Алексея Митрофанова, авиационная отрасль нуждается в дополнительном финансировании в связи с тем, что "бьются наши самолеты один за другим". Именно господдержка, по мнению депутата, повысит безопасность и качество авиаперевозок.
На одном из последних заседаний профильного думского комитета заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов подчеркнул, что более 70% российских авиаперевозок на сегодняшний момент осуществляется на машинах, уже выработавших значительную часть своего ресурса. Авиакомпании эксплуатируют машины разработки 1960-70-х гг., которые не только не соответствуют современным требованиям, в том числе по топливной эффективности, но и скоро выработают свой технический ресурс.