Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Роднина высказалась против выступления юных фигуристок на Олимпиаде Спорт, 19:33 Власти Москвы сообщили о росте смертей от коронавируса более чем на 300% Общество, 19:32 Посол Франции получил ноту протеста Азербайджана из-за Нагорного Карабаха Политика, 19:31 Дивидендный портфель: как пережить кризис и выйти в плюс Инвестиции, 19:30 Volkswagen анонсировал новый минивэн-кроссовер Авто, 19:28 Институты развития: мода или приоритет Национальные проекты, 19:24 В ГИБДД уточнили методику наказания водителей за разговоры по сотовому Общество, 19:17 Сертификатор «Северного потока-2» опроверг уход из проекта Экономика, 19:16 «Зомби-заемщики» в пандемию, 31 декабря не выходной. Главные новости РБК Общество, 19:12 Собянин заявил об иммунитете к коронавирусу у половины москвичей Общество, 19:12 Рост акций в США стал лучшим после выборов со времен Рейгана Инвестиции, 19:11 Премьер Венгрии предложил убрать механизм главенства закона из бюджета ЕС Политика, 19:09 Эксперт спрогнозировала активность коронавируса в ближайшие 1,5 года Общество, 19:05 Дензел Вашингтон стал лучшим актером XXI века по версии New York Times Стиль, 18:57
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
Политика ,  
0 

Историки оценили статью главы СВР о «заманивании» в СССР самолетов США

Бомбардировщик В-29
Бомбардировщик В-29 (Фото: Роман Денисов / ТАСС)

Во время Второй мировой войны американские летчики, воевавшие с Японией, в случае повреждения своего самолета садились на территории СССР. Советское государство поддерживало мир с обеими странами (Москва вступила в войну против Японии в августе 1945 года. — РБК), поэтому пилоты США могли рассчитывать, что их не выдадут противнику. Об этом рассказали опрошенные РБК эксперты, комментируя статью директора внешней разведки России (СВР) и председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина.

В своем материале для журнала «Национальная оборона» глава СВР сообщил, что в середине 1940-х годов СССР обманом заманил три сверхмощных американских бомбардировщика В-29, которые приземлились на Дальнем Востоке. По его словам, для этого были поданы «соответствующие радиосигналы» во время неблагоприятной погоды. Нарышкин указал, что пилотов отпустили в США, а самолеты СССР оставил себе, построив с их помощью бомбардировщик Ту-4.

Глава СВР рассказал о борьбе разведки со СПИДом и заманивании в СССР B-29
Общество
Сергей Нарышкин

«Если даже мы представим, что наши разведчики дали самолетам неправильный сигнал, куда еще мог сесть американский самолет? Только к нам сесть или в море упасть. Все остальное контролировалось Японией: Корея, Северный Китай», — отметил вице-президент Ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский, усомнившись в том, что самолеты «заманивали» в СССР.

По его словам, три В-29 в итоге действительно были «интернированы», то есть задержаны Советской страной, и на родину их уже не вернули.

Член Ассоциации историков Второй мировой войны им. профессора Ржешевского Дмитрий Суржик считает, что в получении В-29 нет особых заслуг советской разведки. «Может быть, наши технические специалисты устанавливали там радиомаяки, но американцы шли на эти маяки не потому, что были обмануты, а потому, что считали, что они идут к своему союзнику», — сказал историк.

Как он пояснил, власти США сами отдали соответствующий приказ пилотам.

«Американское командование отдало приказ своим летчикам в случае, если будет сильное противодействие японской ПВО, если самолеты будут подбиты, приземляться на советской территории», — сообщил Суржик.

Нарышкин заявил об отправке специалистов по революциям из США в Молдавию
Политика
Фото:Вадим Денисов / ТАСС

Он добавил, что благодаря этому приказу летчики США могли вернуться домой, поскольку советская сторона не выдавала их Японии.

Всего, по оценкам специалиста, после боевых операций против японцев на Дальнем Востоке оказались четыре В-29, но один из них разбился при столкновении с землей. Все самолеты были повреждены во время боевых операций против японцев, в итоге они оказались в Москве, и на основе американских машин действительно создали Ту-4.