Минфин выступил против поддержки НПЗ «Роснефти» за счет бюджета
Минфину не понравилась идея «Роснефти» поддержать ее НПЗ, а также хабаровский завод, принадлежащий Независимой нефтегазовой компании (ННК) Эдуарда Худайнатова, за счет специальной налоговой схемы и отсрочки выплат акцизов. Это следует из письма Минфина в Минэнерго от 14 февраля (копия есть у РБК, его подлинность подтвердил федеральный чиновник).
«В условиях структурного дефицита федерального бюджета Минфин считает нецелесообразным финансировать модернизацию НПЗ за счет средств федерального бюджета», — сказал РБК представитель Минфина.
В 2016 году главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил правительство поддержать нефтеперерабатывающие заводы компании, рассказывали источники РБК и подтверждал первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров. Вице-премьер Аркадий Дворкович 31 января 2017 года поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать возможность выполнения просьбы компании.
Чего просят нефтяники
«Роснефть» предложила ввести возвратные акцизы на нефть, а для НПЗ с определенными характеристиками сделать повышенные вычеты. Кроме того, предлагается повысить акцизы на бензин и дизельное топливо для всех НПЗ, чтобы компенсировать выпадающие доходы дорожных фондов. Под предложенные критерии подходили восемь из девяти ключевых заводов «Роснефти», а также Хабаровский НПЗ соратника Сечина Эдуарда Худайнатова.
Предложение может ударить по рентабельности всех НПЗ либо привести к росту цен на топливо для потребителей, оценивал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Также «Роснефть» предложила ввести инвестиционные налоговые кредиты по акцизам для всех перечисленных заводов, которые находятся в стадии модернизации. Это означает, что НПЗ могут на определенный срок уменьшить выплаты акцизов и восполнить их в будущем.
Почему Минфин против
Маржа нефтепереработки на технологически продвинутых НПЗ в России снизилась, но остается положительной, отмечает в письме в Минэнерго заместитель министра финансов Илья Трунин. Маржа НПЗ с низкой глубиной переработки (выход светлых нефтепродуктов ниже 50%) стала отрицательной, признает он. Средний выход светлых нефтепродуктов у НПЗ «Роснефти» в 2016 году составил 56,6%, говорится в презентации компании.
В 2015–2017 годах налоговый маневр и низкие цены на нефть привели к снижению маржи переработки. У «Роснефти» исторически самые плохие заводы в отрасли, и они пострадали больше других, ранее говорил РБК старший аналитик «Атон» Александр Корнилов.
Предложение «Роснефти» ввести возвратный акциз на нефть и повышенные вычеты для НПЗ дестимулирует заводы к увеличению выхода светлых нефтепродуктов, пишет Трунин. Предоставлять инвестиционные налоговые кредиты по акцизам для НПЗ также не нужно, считает он. Акциз является косвенным налогом, который компания включает в цену топлива. То есть инвестиционный кредит по акцизам компании получат за счет бюджетов бюджетной системы России. Поступление акцизов может снизиться на срок до пяти лет, и дорожные фонды лишатся источника наполнения, предупреждает заместитель министра.
Предложение «Роснефти» не нравится и ФАС: налоговые условия должны быть равными для всех компаний, говорил РБК начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Минэкономразвития пока не отправило позицию по предложениям «Роснефти» в Минэнерго, говорит источник РБК в министерстве.
Консолидированную позицию в правительство должно направить Минэнерго к концу апреля, сказали РБК два федеральных чиновника. Представитель Минэнерго не ответил на запрос РБК. Работа над предложениями «Роснефти» продолжается, никаких решений пока не принято, сказал РБК представитель вице-премьера Аркадия Дворковича.
В ожидании послаблений от правительства «Роснефть» отложила решение о финансировании своих НПЗ, говорил в конце февраля первый вице-президент компании Павел Федоров во время конференц-кола. «Мы находимся в активном диалоге с властью по обеспечению рентабельности наших инвестиций в модернизацию заводов, в том числе по географическому принципу», — объяснял топ-менеджер. В 2016 году «Роснефть» снизила капитальные затраты на модернизацию заводов на 40%, до 65 млрд руб. Капитальные затраты на добычные проекты выросли на 33%, до 608 млрд руб.