Получается, что себестоимость производства бензина и дизеля для нефтяников вырастет дважды — на размер акциза на нефть и из-за роста акцизов на бензин и дизель, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если ФАС разрешит нефтяникам переложить эту нагрузку в цены для потребителя, для нефтяных компаний ничего не изменится, но вырастут цены на бензин, а рентабельность НПЗ «Роснефти» и ННК за счет вычетов сильно улучшится, объясняет аналитик. В противном случае предложение ударит по рентабельности всех российских НПЗ, кроме заводов «Роснефти» и ННК, заключает он.
Кроме того, «Роснефть» предлагает ввести инвестиционные налоговые кредиты по акцизам для всех перечисленных заводов, которые находятся в стадии модернизации. Это позволит «Роснефти» в течение определенного срока уменьшать сумму акциза и поэтапно выплачивать его в будущем с уплатой процентов. Фактически компания хочет взять кредит у государства, и, если процентная ставка будет ниже банковской, схема будет выгодной, считает Полищук. За девять месяцев 2016 года «Роснефть» потратила на акцизы на топливо, произведенное в России, 116 млрд руб.
Всем остальным
Кроме специальных преференций для НПЗ «Роснефти» и компании Худайнатова Сечин попросил правительство поддержать всю российскую нефтепереработку. Для этого с 1 июня 2017 года он предлагает снизить тарифы «Транснефти», «чтобы рентабельность монополии снизилась до уровня аналогичных компаний — операторов магистральных трубопроводов в Европе». С похожим обращением «Роснефть» выступала в августе прошлого года, говорят два федеральных чиновника. Тогда компания просила правительство снизить единовременно тарифы «Транснефти» и РЖД на 50 и 40% соответственно. Но ее предложение не поддержали в ФАС. О каком снижении тарифов «Транснефти» на этот раз просит «Роснефть», в письме не сообщается.
В 2015 году рентабельность «Транснефти» по EBITDA составила 54,8% (без учета поставок нефти «Роснефти» китайской CNPC). Компании — операторы крупных европейских трубопроводов TAL и NWO не раскрывают финансовые показатели, но их акционеры — крупнейшие поставщики нефти: Shell, BP, ENI, C-Blue Limited (Gunvor), Exxon Mobil, Total и т. д. У «Транснефти» большая инвестпрограмма, и высокий тариф — способ ее финансировать, говорит старший аналитик «Атон» Александр Корнилов. Кроме того, «Транснефть» — госкомпания и ее тарифы — альтернатива налоговой нагрузки для нефтяников, то есть политический вопрос, заключает аналитик.
Также «Роснефть» предложила минимум на 20 лет заморозить тариф РЖД на перевозку нефти на российские НПЗ и на перевозку их нефтепродуктов, говорится в письме Уварова. В целом затраты на транспортировку занимают примерно 10% в цене нефтепродуктов «Роснефти» (учитывая транспорт за рубежом), и это довольно высокий процент, говорит Полищук. За девять месяцев 2016 года компания потратила на транспортировку 70,4 млрд руб.
Представитель РЖД отказался от комментариев, представитель «Транснефти» сказал, что компания получила поручение Дворковича и готовит ответ.
«Роснефть» подвел мазут
«Роснефть» не раскрывает финансовые показатели сегмента переработки в России, а в целом в сегменте «переработка, коммерция и логистика» за девять месяцев компания получила прибыль в 31 млрд руб. Опрошенные РБК аналитики не смогли оценить маржинальность российских заводов компании и размер субсидий, которые ей могут понадобиться. Не предоставила «Роснефть» данных ни чиновникам, ни РБК. Компания всегда просит преференции, но не показывает финансовых расчетов, мотивируя тем, что не может раскрыть коммерческую информацию, говорит федеральный чиновник. «Это же «Роснефть», а обоснования «хотелок» — для неудачников», — иронизирует другой чиновник.
В первом полугодии 2016 года маржа отдельных НПЗ компании была нулевой, у некоторых — ниже нуля, говорит сотрудник консалтинговой компании, делавшей расчеты для «Роснефти». У Сызранского НПЗ сейчас отрицательная EBITDA, писал Reuters со ссылкой на источник, близкий к «Роснефти». По данным агентства, четыре завода находятся на грани рентабельности, в том числе Ангарский НПЗ, Сызранский и Куйбышевский.
НПЗ «Роснефти» испытывают проблемы, из-за того что выпускают много темных нефтепродуктов — мазута и схожих с ним по характеристикам топлив, производство которых сейчас является убыточным для компаний, говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
С 2015 года правительство с помощью большого налогового маневра стимулирует нефтяников модернизировать НПЗ и увеличивать выход качественного топлива: экспортные пошлины на бензин и дизель снижаются, а пошлины на мазут и другие темные нефтепродукты растут. С 2017 года пошлина на мазут выросла на 18 п.п. и достигла максимума — стопроцентной пошлины на нефть. В 2016 году «Роснефть» просила отложить повышение пошлины на мазут минимум на год, но ничего не добилась.
За девять месяцев 2016 года «Роснефть» снизила производство мазута на 21%, до 16 млн т, но это по-прежнему почти четверть всех нефтепродуктов компании. Для сравнения: у ЛУКОЙЛа доля мазута в корзине российских нефтепродуктов за три квартала 2016 года составила 14% (4,2 млн т), у «Газпром нефти» — 15% (4,5 млн т), у «Башнефти» (принадлежит «Роснефти» с октября 2016 года) — 14% (1,7 млн т). У «Роснефти» исторически самые плохие заводы в отрасли, кроме того, их много, резюмирует аналитик «Атона».
Выручка Хабаровского НПЗ ННК за девять месяцев 2016 года упала на 15%, до $1,2 млрд, из-за падения экспортных цен на нефтепродукты и девальвации рубля, но EBITDA выросла год к году на 20%, до $151 млн, из-за подключения НПЗ к трубе ВСТО, говорится в презентации компании. У ННК в целом финансовые проблемы: долговая нагрузка компании приближается к шести EBITDA, а увеличение мощности НПЗ и крупный добычной проект, Пайяху, ННК отложила из-за проблем с финансированием и налогового маневра.
Маржа российских НПЗ также сильно упала из-за снижения цен на нефть, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.
Покупай индийское
За девять месяцев 2016 года «Роснефть» снизила капитальные затраты на нефтепереработку в России почти вдвое — с 85 млрд до 44 млрд руб. Одновременно компания решила инвестировать в нефтепереработку за рубежом, купив в 2016 году 49% в индийской Essar Oil, которая владеет крупным НПЗ недалеко от города Вадинар, сетью заправок и портовой инфраструктурой. Расплатиться за долю «Роснефть» собирается в 2017 году, сумма сделки может составить $3,5–3,8 млрд. Это высококлассный НПЗ, один из самых сложных в мире, его экономика намного лучше, чем у российских заводов, объясняет аналитик «Атона».
ФАС снова против
ФАС не поддерживает предложения «Роснефти»: налоговые условия должны быть равными для всех компаний, сказал РБК Дмитрий Махонин. Равные условия для всех налогоплательщиков, отсутствие дискриминации — это главные принципы налогового законодательства, говорит юрист А2 Михаил Александров. Но их легко можно обойти, как и предложила компания: прописать в законе не конкретных адресатов льгот, а ряд условий, которым отвечают их НПЗ, заключает юрист. Таким образом, правительство неоднократно давало преференции, например, добычным проектам, добавляет Александров. Идея «Роснефти» не нравится и Минэнерго, говорит федеральный чиновник. Представители крупнейших нефтяных компаний — ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запрос РБК.
Нефтяные компании, которые активно модернизировали НПЗ, должны вернуть инвестиции за счет высокой маржи таких заводов, говорит старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Перераспределить налоговую нагрузку на них в пользу НПЗ двух компаний было бы неправильно, заключает он.