Что такое мультипликаторы простыми словами: как их оценивать инвестору
За словом «мультипликатор» и непонятными с первого взгляда формулами скрыто сравнение каких-то величин. Обычно сравнивается рыночная стоимость компании с одним из ее финансовых показателей. А еще есть мультипликаторы , которые сопоставляют только финансовые показатели. «РБК Инвестиции » рассказывают, как это устроено.
Что такое мультипликатор
Мультипликатор — это коэффициент (соотношение) финансовых показателей компании и (или) ее стоимости. Мультипликаторы позволяют сравнивать инвестиционную привлекательность различных по размеру, но схожих по деятельности компаний.
Например, одни акции могут стоить несколько рублей, а какие-то — несколько тысяч. Мультипликаторы позволяют сравнить эффективность бизнеса и выявить недооцененные или переоцененные ценные бумаги .
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый простой показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий, например о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берутся капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной обыкновенной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ). Такой вариант расчета более актуален для компаний с привилегированными акциями и, по сути, показывает, насколько стоимость капитала голосующих акционеров превышает размер причитающейся им прибыли.
При сравнении двух компаний P/E показывает, насколько рубль чистой прибыли одной компании оценивается инвесторами выше, чем рубль чистой прибыли другой. При прочих равных условиях интереснее компания, у которой значение P/E меньше: есть вероятность, что она недооценена и ее акции будут расти быстрее.
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Такого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
- Выручка не так изменчива по сравнению с прибылью;
- Этот коэффициент можно рассчитать, даже если компания терпит убытки и P/E теряет смысл.
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с поправкой на задолженность компании.
Чистая прибыль, которая используется в знаменателе для расчета P/E, принадлежит исключительно акционерам. EBITDA же отражает способность компании зарабатывать деньги и для акционеров, и для кредиторов.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — неплохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе, — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по балансовой стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно накрутить, активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
Основной подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли, когда величина собственного капитала у компании мала. Например компания долгое время показывала убытки и из года в год у нее ощутимо уменьшался собственный капитал. Но стоит компании показать хотя бы небольшую прибыль, ROE может принять достаточно большое значение. Также высокое ROE может быть показано, если компания недавно вернулась к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Другой недостаток ROE состоит в том, что показатель не учитывает соотношение собственного и заемного капитала. Если у двух компаний А и Б близкие уровни ROE, то делать выводы об их одинаковой текущей эффективности рано. Но главное, что по одному лишь ROE трудно оценить, как изменится эффективность компаний при изменении процентных ставок. Например, доля займов у А составляла больше 60% пассивов, а у Б — 20%, то есть при одинаковом ROE компания А платит больше процентов по кредитам, чем компания Б относительно их выручки. Если текущая ставка по кредитам снизится, скажем, с 20 до 10%, тот же показатель ROE компании А может вырасти до 35%, в то время как у компании Б только до 22,5%.
Еще один недостаток ROE в том, что этот коэффициент говорит об эффективности компании, но не говорит о том, как эта эффективность оценена инвесторами. В цене акций эмитента с более высоким ROE запросто может быть учтена эта повышенная доходность собственного капитала.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, о котором мы говорили ранее, — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее компания расплатится с долгами, тем лучше для акционеров.
Приемлемым уровнем показателя долг / EBITDA в среднем по рынку считается значение до 3. Для быстрорастущих компаний адекватен показатель до 4. Значение выше может указывать на риски банкротства.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличается от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие, как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Краткие тезисы
- Определение мультипликатора. Мультипликатор — это коэффициент или соотношение, используемое для сравнения инвестиционной привлекательности различных компаний путем сопоставления их рыночной стоимости с финансовыми показателями.
- P/BV (цена к балансовой стоимости). P/BV = Капитализация / Собственный капитал. Показывает, сколько стоит рубль акционерной стоимости на рынке. Чем меньше, тем выше потенциал роста.
- P/E (цена к прибыли). P/E = Капитализация / Чистая прибыль. Самый популярный. Показывает, насколько рубль чистой прибыли одной компании оценен инвесторами. Чем меньше, тем лучше (потенциальная недооцененность).
- P/S (цена к выручке). P/S = Капитализация / Выручка. Используется, когда компания убыточна или ее прибыль сильно изменчива, так как выручка более стабильна, чем прибыль.
- EV/EBITDA (стоимость предприятия к доходу). Мультипликатор, который учитывает долг компании. EV — справедливая стоимость бизнеса с учетом задолженности, что интересно кредиторам и покупателям облигаций.
- ROE (рентабельность собственного капитала). ROE = (Чистая прибыль / Собственный капитал) × 100%. Показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Чем больше, тем лучше.
- Недостатки ROE. Показатель может быть накручен активным использованием заемных денег, что увеличивает риски, или быть высоким при незначительной прибыли и малом собственном капитале.
- Комбинированный анализ (ROE и P/BV). Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
- Долг/EBITDA. Коэффициент долговой нагрузки. Показывает, сколько лет потребуется компании для выплаты долга, если всю EBITDA тратить на эти цели.
- Выбор мультипликатора. «Золотого» мультипликатора не существует. Для адекватной оценки инвестиций необходимо сравнивать компании по нескольким коэффициентам одновременно.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.
