Как рассчитывается больничный для самозанятых и кому это выгодно
В декабре 2025 года был подписан ФЗ-456 «О проведении эксперимента по добровольному вступлению отдельных категорий граждан в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности». С 1 июля 2026 года самозанятые в России могут оформлять оплачиваемый больничный.
Кто подпадает под действие эксперимента и что нужно делать для получения оплачиваемого больничного — в разборе с экспертами.
Количество самозанятых на конец 2025 года составляло около 15 млн человек. По данным Соцфонда России и Федеральной налоговой службы, примерно половина из них не имели другого места работы, где они были бы застрахованы, а значит, у них базово не было права на оплату больничных листов.
Оплачиваемый больничный для самозанятых: суть эксперимента
С января 2026 года граждане, которые уплачивают налог на профессиональный доход (НПД) (самозанятые), могли перечислять в Соцфонд России добровольные страховые взносы на случай временной нетрудоспособности при наступлении страхового случая в размере и порядке, установленных ФЗ-456.
Однако НПД уплачивают не только самозанятые, но некоторые индивидуальные предприниматели. При этом ИП могут выбрать участие либо в этом новом эксперименте, либо в стандартном страховании по ФЗ-255.
На какие страховые случаи распространяется пособие по нетрудоспособности
Речь идет не только о заболевании самого самозанятого, но и, например, о необходимости ухода за больным членом семьи, карантине, протезировании по медицинским показаниям, а также о санаторно-курортном лечении после стационарного лечения, добавляет партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры» Антон Соничев.
Особенно важен вопрос ухода за ребенком или другим членом семьи, отмечает эксперт. «Для многих самозанятых, особенно тех, кто оказывает услуги лично и не может передать работу другому исполнителю, такие обстоятельства фактически означают приостановку профессиональной деятельности», — пояснил юрист.
При этом эксперимент касается именно пособия по временной нетрудоспособности и не распространяется на пособия по беременности и родам. Сам период участия в эксперименте засчитывается в общий страховой стаж, который учитывается для расчета будущих пособий.
Как подключиться к эксперименту
Для подключения самозанятому необходимо подать заявление:
- лично в территориальный орган Соцфонда;
- через мобильное приложение «Мой налог»;
- через «Госуслуги».
Участие в эксперименте подразумевает, что самозанятый принимает на себя обязанность уплачивать страховые взносы, а Социальный фонд России — обязанность выплатить пособие при наступлении страхового случая, пояснил Соничев.
Эксперимент продлится до конца 2028 года, но подать заявление на уплату взносов можно до 30 сентября 2027 года.
Взаимодействие застрахованных самозанятых с Соцфондом будет происходить с помощью мобильного приложения «Мой налог». Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 30 декабря 2025 года № 1781 утверждены формы:
- заявления самозанятого о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также заявления об изменении размера страховой суммы;
- уведомления самозанятого о приобретении им права на получение пособия по временной нетрудоспособности при наступлении страхового случая;
- согласия на выплату страхового обеспечения при наступлении страхового случая;
- заявления о прекращении добровольных правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности;
- уведомления о прекращении добровольных правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Сколько составляет страховой взнос
Участник может выбрать комфортную для себя сумму выплаты страхового покрытия в месяц — ₽35 тыс. или ₽50 тыс. Эти суммы актуальны для 2026 года, в последующие годы они будут увеличиваться пропорционально повышению МРОТ.
Так, в 2026 году ежемесячный взнос зависит от желаемой суммы выплаты и составляет 3,84% от этой суммы:
- при сумме ₽35 тыс. — ₽1344 в месяц;
- при сумме ₽50 тыс. — ₽1920 в месяц.
Можно платить ежемесячно или единовременно до года вперед.
Надо ли платить взносы в период болезни
При наступлении страхового случая, подтвержденного больничным листом, взносы не платятся, а стаж страхования не прерывается. За остальные «здоровые» дни в месяце самозанятый должен оплатить взнос. Если перестать платить без уважительной причины, то участие в эксперименте автоматически прекращается.
Само право на больничный возникает после шести календарных месяцев уплаты взносов в рамках данного эксперимента.
Как рассчитывается больничный для самозанятых
Соцфонд описал алгоритм расчета пособия при нетрудоспособности.
1. Сначала определяется «средний заработок» для расчета. Его величина зависит от стажа участия в эксперименте и величины выбранной суммы — ₽35 тыс. или ₽50 тыс.:
- от шести месяцев до одного года непрерывной уплаты взносов — 70% от страховой суммы;
- при уплате взносов один год и более — 100%.
2. Затем к полученной сумме применяется процент, зависящий от общего страхового стажа самозанятого — это все периоды работы по трудовому договору, деятельности в качестве ИП, другой деятельности, за которую уплачивались взносы по обязательному социальному страхованию, а также периоды участия в этом эксперименте.
Размер больничного определяется от среднего заработка по общим правилам ФЗ-255:
- менее пяти лет общего стажа — 60%;
- от пяти до восьми лет — 80%;
- от восьми лет и более — 100%.
После закрытия больничного листа необходимо дать согласие на выплату через «Мой налог» или «Госуслуги». Соцфонд перечислит пособие в течение десяти рабочих дней после получения согласия.
Примерный расчет: самозанятый выбрал страховое покрытие в 2026 году в размере ₽35 тыс. и имеет страховой стаж более восьми лет — в случае болезни ему положена компенсация в размере 100% от среднего заработка. Взносы уплачивал 11 месяцев. В декабре 2026 года период болезни составил пять дней.
Соцфонд для расчета среднего заработка будет брать ₽35 тыс., а размер пособия — 70% от этой суммы в месяц, то есть ₽35 000 * 70% = ₽24 500 (период участия в эксперименте менее одного года).
Значит, за пять дней болезни самозанятый получит: ₽24 500 / 31 день * 5 дней = ₽3951,6.
Сумма взносов за период участия в эксперименте составит: ₽1344 * 11 = ₽14 784.
Как уменьшить сумму взносов
Законом предусмотрены бонусы (или поощрение) за «здоровье», действуют до первого обращения за больничным:
- после 1,5 лет без выплат — скидка 10% на взносы.
- после двух лет без выплат — скидка 30%.
Однако если сумма полученных пособий за 12 месяцев превысит страховую сумму более чем на 50%, взнос на следующие шесть месяцев вырастет на 10%. Если такое превышение произойдет за полгода — надбавка составит 30% на полгода.
Как можно отказаться от участия в эксперименте
Предусмотрено несколько способов прекращения участия:
- автоматически — при неуплате взноса (кроме периода болезни);
- по заявлению участника (через «Мой налог» или «Госуслуги»);
- при прекращении статуса самозанятого (снятии с учета по НПД).
Обязательно дождитесь уведомления от Соцфонда о прекращении статуса.
Для какой категории самозанятых участие в эксперименте будет выгодно
Юрист Соничев считает, что участие в эксперименте может быть выгодно тем, для кого самозанятость является основным источником дохода. «Особенно актуален эксперимент для тех, у кого нет работодателя и, соответственно, нет оплачиваемого больничного по трудовому договору. В такой ситуации добровольное страхование может стать единственным механизмом компенсации дохода в период болезни», — пояснил эксперт.
Иная ситуация у тех, для кого самозанятость — редкая подработка или эпизодический дополнительный доход. «Если самозанятый получает нерегулярные небольшие суммы, участие в эксперименте может оказаться менее эффективным», — резюмировал партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры».
Читайте «РБК Деньги» в «Максе».