+180% после захвата Мадуро. Какие активы выиграют от ситуации в Венесуэле
По состоянию на вечер четверга, 8 января, фондовый индекс Венесуэлы IBC с начала года прибавил около 140%, бенчмарк Bolsa de Valores de Caracas (BVCС) c 31 декабря вырос более чем на 180%. Гособлигации этой страны также показали рост примерно на 40% с конца декабря. За этот же период американский доллар в паре с венесуэльским боливаром укрепился более чем на 6,5%, а за весь 2025 год — более чем на 500%.
Взрывную реакцию на венесуэльском фондовом рынке вызвала военная операция США в Венесуэле, когда 3 января (утром по московскому времени) Америка нанесла ракетные удары по стратегическим объектам в Каракасе и в других районах, а президент республики Николас Мадуро вместе с женой Силией Флорес был захвачен и вывезен из страны.
Как отмечает американское издание NPR, Уолл-стрит традиционно не любит неопределенность на рынках, однако в первые дни после того, как Соединенные Штаты отстранили Мадуро от власти, американские инвесторы перестали обращать внимание на геополитическую нестабильность и в основном сосредоточились на позитиве.
Облигации Венесуэлы — самая горячая сделка
Правительство Венесуэлы и государственная нефтегазовая компания PDVSA допустили дефолт по облигационным выпускам в 2017 году. Однако дефолтные длинные бонды Венесуэлы внезапно стали одной из «самых горячих сделок» на развивающихся рынках, пишет CNBC. Издание указывает на то, что инвесткомпании Fidelity Investments и T. Rowe Price держат существенный объем дефолтных облигаций этой страны.
Ралли в облигациях происходит на фоне того, что трейдеры начали переоценивать проблемные долговые бумаги Венесуэлы. Агентство Reuters пишет, что отстранение Мадуро превратило реструктуризацию долга из «отдаленной надежды в реальную возможность для держателей облигаций», что и способствовало росту бумаг.
По данным Barclays, Венесуэла и государственная нефтяная компания страны — PDVSA — вместе имеют в обращении необеспеченные еврооблигации на сумму $56,5 млрд. С учетом просроченных процентов общая сумма требований держателей облигаций вырастет до $98,3 млрд, или примерно 119% ВВП, согласно прогнозу МВФ по ВВП на 2025 год.
«Инвесторы делают ставку на то, что более быстрый, чем ожидалось, политический переход вместе с более четким путем к восстановлению активов может разблокировать ценность, которая была заморожена почти десять лет», — отмечает CNBC.
Стратег по развивающимся рынкам Citi Донато Гуарино отметил, что для администрации президента США Дональда Трампа в этой ситуации ключевым является извлечение запасов нефти, которые есть у Венесуэлы. Это означает, что ВВП Венесуэлы будет расти, следовательно, повысится вероятность того, что держателям облигаций выплатят деньги. В то же время эксперт подчеркнул, что в краткосрочной перспективе в венесуэльских бондах сохраняются риски, поскольку действия Трампа — это «большая авантюра».
Какие акции США могут стать бенефициарами ситуации в Венесуэле
США планируют провести большие изменения в нефтяной промышленности Венесуэлы после свержения президента этой страны. Президент США Дональд Трамп заявил, что американские нефтяные компании теперь смогут инвестировать в Венесуэлу, чтобы «отремонтировать сильно разрушенную нефтяную инфраструктуру и начать зарабатывать деньги для страны».
Кроме того, глава Минэнерго США Крис Райт в среду, 7 января, сообщил, что Америка будет контролировать продажи нефти в Венесуэле «на неопределенный срок», направляя доходы в американские банки и отменяя санкции, которые на протяжении многих лет подавляли экспорт сырой нефти страны.
На этом фоне акции нефтяной компании Chevron в считанные дни подорожали почти на 9%, однако затем растеряли почти весь рост. Другие нефтяные компании США — Exxon Mobil, ConocoPhillips и Halliburton — следовали такой же траектории.
Издание NPR отмечает, что непосредственными бенефициарами ситуации в Венесуэле станут нефтяные компании США. Investopedia выделяет следующих бенефициаров среди нефтяных компаний на рынке США:
- Chevron. Это единственная крупная американская компания, продолжающая работу в Венесуэле. Она управляет совместными предприятиями с PDVSA, на долю которых приходится около четверти добычи нефти в стране, и экспортирует около 140 тыс. баррелей в сутки. Аналитик Morningstar Аллен Гуд сказал, что компания занимает наилучшее положение среди крупнейших нефтяных компаний, чтобы извлечь выгоду;
- ConocoPhillips и Exxon Mobil. Они ушли из Венесуэлы после национализации в 2007 году, но имеют $12 млрд и $1,4 млрд соответственно в непогашенных претензиях на имущество, экспроприированное правительством. Аналитики JPMorgan говорят, что компании могут вернуться для возвращения активов, которые ранее были у них изъяты. Представитель ConocoPhillips сообщил NPR, что компания следит за развитием событий в Венесуэле и их потенциальными последствиями для глобального энергоснабжения и стабильности. Однако пока преждевременно строить предположения о какой-либо будущей деловой активности или инвестициях, добавил он;
- Halliburton и Schlumberger (SLB). Компании могут заняться строительством нефтяной инфраструктуры, поскольку многим трубопроводам Венесуэлы более 50 лет, а ее нефтеперерабатывающие заводы работают на 20% мощности и меньше;
- Valero, Phillips 66, Marathon Petroleum. Нефтеперерабатывающие заводы, которые смогут заниматься переработкой тяжелой сырой нефти Венесуэлы.



