В ГД объяснили, как превратить игроков в тотализатор в инвесторов
В конце октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий организаторов азартных игр предупреждать клиентов о рисках и последствиях участия в них. Кроме того, предлагается обязать букмекеров при рекламе таких игр предупреждать об их возможном вреде для жизни и здоровья, а на сайтах и в помещениях букмекерских контор размещать баннеры о возможности инвестирования денег для их сохранения и получения дополнительного дохода. В комментарии для «РБК Инвестиций» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал, как игроманов будут убеждать инвестировать.
Как отметил Аксаков, большинство клиентов букмекеров — азартные люди, которые зачастую больны игроманией и теряют довольно большие деньги. Однако среди них есть и те, кто хотел бы инвестировать в организации, компании, команды, которые они поддерживают. Поэтому Госдума предлагает, чтобы в помещениях и на сайте букмекера и тотализатора, где принимаются ставки, была размещена информация о том, какая есть альтернатива ставкам на спорт. По словам Аксакова, в традиционных инвестициях и рисков меньше, и «можно заработать довольно приличные деньги».
«Если это делается в удаленном формате, то есть через электронные средства, то вы просто будете постоянно на странице, где принимаются ставки, видеть информацию, что есть альтернатива этим рискованным шагам. Ну и дальше уже ваше дело принимать решение об альтернативе либо делать ставки уже в букмекерской конторе для того, чтобы попытать счастье и угадать счет той или иной спортивной игры, спортивного состязания», — сказал Аксаков.
Глава комитета Госдумы по финрынку подчеркнул, что цель законодательной инициативы — не запретить букмекерские ставки, а дать гражданам право выбора. По его мнению, многие из тех, кто делает ставки в букмекерских конторах, не знают об альтернативе, и когда ее увидят, возможно, сделают более осторожный шаг.
В законопроекте отдельно уточняется, что информация о возможности инвестирования не должна содержать указаний на лица, оказывающие соответствующие банковские, страховые или финансовые услуги. То есть прямая реклама бирж, брокеров, банков и других профучастников финрынка на сайтах букмекеров не сможет быть размещена. На какую конкретно страницу будут отправлять игроманов для повышения финансовой грамотности в части инвестирования, должен будет определить Минфин.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку отметил, что число тех, кто участвует в азартной игре через букмекерские конторы, растет быстрыми темпами. Объем средств, привлеченных с помощью такого бизнеса, с 2022 по 2024 год фактически удвоился — с ₽879 млрд до ₽1,73 трлн. «То есть этот рынок быстрыми темпами растет, естественно, в основном за счет тех, кто болен этим явлением», — считает Аксаков.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что пристрастие граждан к азартным играм, игромания — социальная проблема, которая влечет за собой риски неблагоприятных последствий как для участников азартных игр, так и для их близких. По данным Минздрава, в 2022 году было зарегистрировано 14 029 обращений в медицинские организации по поводу склонности к азартным играм и пари, среди них 126 обратившихся — дети до 14 лет, 6153 — подростки 15–17 лет и 7750 — взрослые от 18 лет и старше.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.

