Портфель по подписке: как соцсети трансформируют инвестиции
Где теперь инвесторы ищут информацию и стоит ли ей верить
Исследования Финансового университета и НАФИ показывают, что более 60% российских частных инвесторов получают информацию из соцсетей.
«Это вполне логично, — считает автор телеграм-канала «Вредный инвестор» Назар Щетинин. — Есть более проактивные участники рынка, которым не хватает экспертной информации в банке или у брокера. Они идут в интернет — и находят ответы у таких же людей, как и они сами».
Но восприятие инфлюенсеров в инвестиционной сфере до сих пор неоднозначное. «Блогер — это ярлык. А за ним могут стоять очень разные люди: например, кто-то сам инвестирует и действительно заботится о своей аудитории, а кто-то — нет», — добавляет Щетинин.
Соцсети дают доступ к огромному количеству информации, но не вся она полезна. Главная проблема, по мнению экспертов, в потоке контента без источников и ответственности.
«На тебя обрушивается груда информационного мусора. Как отличить это от качественной аналитики? — рассуждает инвестбанкир и автор канала Bitkogan Евгений Коган. — В нашем бизнесе главное — ответственность. Если человек ведет соцсеть и отвечает за свои слова репутацией, это одно. Если нет — начинаются манипуляции рынком и мнениями».
Где искать надежную информацию? У Когана три ориентира:
- редакции, которые несут ответственность за публикуемое;
- профессиональные аналитики;
- авторитетные агентства и источники, где есть фильтрация и контроль качества.
Назар Щетинин советует начинать искать информацию в первоисточниках: «Всегда есть цифры — компании обязаны публиковать отчетность. Это база. А дальше — трактовка. Надо не верить никому на слово и думать своей головой. Если анализировать сухие данные, можно увидеть более объективную картину».
Что покупают инвесторы и почему
По наблюдениям Московской биржи, поведение частных инвесторов все больше подвержено влиянию внешних трендов — от соцсетей до повестки дня.
«Логика инвестирования становится проще, — отметил директор по инвестиционным продуктам маркетплейса «Финуслуги» Глеб Юченков. — Во время локдауна, например, активно покупали акции фармкомпаний, потому что они были очевидными бенефициарами ситуации. Также были популярны акции онлайн-кинотеатров и сервисов связи, так как инвесторы-физлица сами ими пользовались».
Директор по стратегии УК «Альфа-Капитал» Елена Чикулаева добавила, что соцсети стали мощным триггером инвестрешений — но не всегда обоснованных. «Многие покупают активы просто потому, что о них сказали в ленте, — рассказала она. — Это эффект толпы, усиленный скоростью соцсетей: решения принимаются быстро, импульсивно, без анализа. Часто следуют за лидером мнений, не проверяя его результаты или экспертизу».
По ее словам, профессиональные участники все активнее работают с инфлюенсерами, но регулируются строже: «Даже самый яркий управляющий работает в рамках закона».
Авторские фонды: когда блогер работает по правилам
Популярность соцсетей среди инвесторов и растущий объем противоречивой информации на рынке подтолкнули Московскую биржу к запуску нового формата — авторских фондов. Это инструмент, который совмещает узнаваемость инфлюенсера и профессиональное управление активами. «Идея родилась из двух факторов, — объясняет Глеб Юченков. — С одной стороны, инвесторы все чаще доверяют соцсетям. С другой — многим сложно фильтровать поток информации. Авторские фонды позволяют объединить доступный язык инфлюенсера и контроль со стороны профучастников».
Инфлюенсеры, по его словам, действительно могут позволить себе использовать более простой и понятный язык, чтобы объяснять сложные вещи — в этом их сильная сторона. «Но при этом не все частные инвесторы имеют достаточную квалификацию, чтобы выбирать только качественную аналитику. Мы надеемся, что авторские фонды помогут это компенсировать», — сказал Юченков, добавив, что авторские фонды — универсальное решение для тех, кто хочет начать инвестировать в ценные бумаги , но имеет мало опыта. «С одной стороны, эти фонды обладают прозрачной стратегией от медийного эксперта, с другой — находятся под надзором управляющей компании и регулятора», — пояснил он.
По словам Елены Чикулаевой, в основе идеи — адаптация зарубежного опыта: «Мы давно наблюдаем за западной практикой, где такой формат сотрудничества с управляющими компаниями не редкость».
Регламенты и контроль ПИФов медийных инвесторов
Несмотря на медийный формат, авторские ПИФы действуют строго в рамках регулирования. Управляющие авторскими фондами самостоятельно формируют тактическую модель управления и подбирают состав активов в рамках утвержденной инвестиционной стратегии. Все ключевые параметры фонда — в том числе цели, допустимые инструменты и ограничения — зафиксированы в правилах доверительного управления, обязательных для всех паевых фондов. Несмотря на свободу в выборе конкретных активов и времени сделок, управляющие обязаны строго соблюдать инвестиционную декларацию и действующие нормативы. Регуляторные требования к авторским ОПИФам полностью соответствуют стандартам для всех открытых паевых инвестиционных фондов.
«Дальнейшие действия управляющего полностью подчинены этой декларации, — объясняет Елена Чикулаева. — Мы не подсказываем, когда и что покупать, это зона ответственности автора стратегии, действующего в рамках правил фонда, при этом за операциями в авторском фонде, как и в любом фонде компании, следят риск-менеджмент и комплаенс».
Комплаенс — это система контроля за соблюдением законодательства, нормативов и внутренних правил компании. Например, в инвестиционных фондах комплаенс-служба проверяет, чтобы сделки управляющего не нарушали инвестиционную декларацию и требования регулятора.
Все действия управляющего проверяются, но не ограничиваются напрямую — в этом суть гибкой авторской модели. «Автор сам принимает инвестиционные решения, а мы следим, чтобы они соответствовали параметрам стратегии», — подчеркнула Чикулаева.
Внутренняя проверка УК кандидатов на управление авторскими фондами обязательна. «Мы оцениваем образование, опыт, репутацию. Смотрим, готов ли человек работать в регулируемом поле. Сейчас это наша зона ответственности», — добавила она.
Персональные фонды и цифровая инфраструктура: куда движется рынок ПИФов
Фонды будущего — это не один универсальный продукт, а гибкий инструмент, адаптированный под конкретного инвестора. В этом уверены участники рынка, наблюдающие рост интереса к персонализированным стратегиям.
«Мы точно идем в сторону большего разнообразия. Количество фондов будет расти, чтобы учитывать индивидуальный риск-профиль и стратегию каждого инвестора, — отметила Елена Чикулаева. — Опыт других стран показывает, что модель с внешними управляющими работает, и нам бы хотелось видеть нечто подобное и в России».
С точки зрения интерфейсов и пользовательского опыта рынок тоже далеко продвинулся. «Оформление уже полностью цифровое, никаких бумаг, все быстро. Инфраструктура работает хорошо — и мы продолжаем ее развивать», — подчеркнула она.
Социальные сети делают инвестиции ближе и понятнее, особенно для тех, кто только начинает. Но вместе с этим возрастает и роль фильтров: важно уметь отделять личное мнение от профессиональной аналитики, а хайп — от стратегии.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.


