Акции «Транснефти» упали на 11% на старте торгов на фоне дивгэпа
Привилегированные акции «Транснефти» в начале торгов в четверг, 17 июля, снизились на 11,07% и на минимуме достигли ₽1333 за штуку, свидетельствуют данные Мосбиржи на 10:00 мск. Позднее падение замедлилось: на 10:20 мск бумаги теряли 10,86% и торговались на отметке ₽1336,2 за акцию.
Причиной снижения котировок «Транснефти» стал дивидендный гэп . В среду, 16 июля, был последний день, когда акции можно было купить под дивиденды — за 2024 год акционеры получат по ₽198,25 на одну привилегированную акцию. По цене закрытия 16 июля это давало дивдоходность 13,2%. Как правило, акции во время дивидендного гэпа падают примерно на величину дивидендов.
При определении размера дивидендов «Транснефть» руководствуется распоряжением Правительства Российской Федерации № 774-р, предусматривающим выплату дивидендов в размере не менее 50% от нормализованной чистой прибыли по МСФО.
Аналитик «Т-Инвестиций» Александра Прыткова полагает, что на закрытие дивидендого гэпа «Транснефти» уйдет более 30 календарных дней.
«Если оценивать исторические данные в акциях компании начиная с выплат по итогам 2018 года, можно рассчитать, что в среднем гэп с того момента закрывался за 67 торговых дней. При этом мы не учитываем дивиденды за 2020 год — там гэп до сих пор не закрыт. Самое быстрое закрытие было в прошлом году. Тогда на возвращение к уровням до дивотсечки ушло всего 20 торговых дней (или 27 календарных), то есть меньше месяца», — уточнила она.
В этом году конъюнктура рынка не такая позитивная, поэтому Прыткова не ждет повторения рекордов прошлого года. Однако масштабные выплаты дивидендов от «Транснефти» частично будут реинвестированы в рынок, добавила аналитик.
В совокупности с потенциальным решением ЦБ о снижении ставки и дальнейшим мягким сигналом это может поддержать рынок акций и, в частности, котировки нефтяного оператора, отметила Прыткова.
Бумаги «Транснефти» интересны для инвестирования на долгосрочном горизонте, пишут аналитики «Альфа-Инвестиций». Они полагают, что повышение налога на прибыль для компании до 40% может быть в значительной степени компенсировано ростом тарифов на транспортировку и увеличением объемов прокачки нефти.
«Также важным драйвером для бумаг будет снижение ключевой ставки ЦБ — при уменьшении доходности инструментов с фиксированной прибылью повысится инвестиционный интерес к стабильным дивидендным акциям», — заключили аналитики.
29 ноября 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении ставки налога на прибыль для «Транснефти» и ее дочерних предприятий до 40% в 2025–2030 годах. До этого налог рассчитывался по общеустановленной ставке 20%, а с 1 января 2025 года должен был вырасти до 25%, как и для всех российских организаций.
После этого компания предупредила о риске дефицита ликвидности в ₽582 млрд и обратилась в правительство с предложением дополнительно поднять тариф на прокачку нефти на 8,7% в 2025 году. ФАС не согласилась и сначала одобрила повышение тарифов только на 5,79%, но позже все же повысила их — до 9,9%.
При этом в начале декабря 2024 года вице-премьер России Александр Новак заявил, что в правительстве не обсуждается вопрос снижения объема дивидендных выплат «Транснефти» до менее чем 50% от чистой прибыли, несмотря на повышение налогов.
В конце мая «Транснефть» опубликовала финансовую отчетность по итогам первого квартала 2025 года. Из-за роста расходов по налогу на прибыль чистая прибыль, относящаяся к акционерам, за этот период сократилась на 14,9%, до ₽80,33 млрд.
«Транснефть» — российская естественная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Компания использует 67 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 перекачивающих станций, 24 млн кубометров резервуарных емкостей. «Транснефть» транспортирует 82% добываемой в России нефти.
Привилегированные акции «Транснефти» не являются голосующими и дают их владельцам только право на получение фиксированных дивидендов по итогам работы за год. Все голосующие обыкновенные акции компании принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества. В феврале 2024 года в бумагах «Транснефти» произошел сплит — дробление акций в пропорции 1:100.
Президент «Транснефти» Николай Токарев в мае 2024 года отмечал, что в компании идет работа по переходу на выплату дивидендов акционерам компании дважды в год. «Речь об этом идет в практическом плане, мы не видим проблем и будем этим заниматься. Думаю, все будут довольны», — сказал он.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.


