Инфляция в США зашкаливает: с чем она связана и можно ли было ее избежать
Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.
Нынешний год запомнится инвесторам многими глобальными темами, однако даже на таком фоне высокий уровень инфляции не может остаться незаметным. Тема, больше характерная для развивающихся стран, стала актуальна и для развитых экономик. В июне потребительская инфляция в США достигла 9,1% в годовом выражении.
Тысячи инвесторов, которые пришли на фондовый рынок США в последнее десятилетие, не видели периодов столь высокой инфляции, что создает для новичков страхи и неопределенность в том, как распределять свои активы. И это неудивительно, так как прошлый период аналогичного текущему уровня инфляции был в США более 40 лет назад. С 1980-х годов двумя периодами с наивысшей инфляцией были 2008 год (пик в июле — 5,6%), а также 1990 год (пик в октябре — 6,29%). Большинство частных инвесторов уже слабо помнят те времена, поэтому мы расскажем о том, чего ждать от рынка акций в такие периоды и что делать рядовому инвестору.
Основные причины возникновения высокой инфляции
Хотя фундаментом текущего глобального роста инфляции послужила мягкая политика ФРС и других центральных банков, основополагающим фактором сейчас все же выступает рост цен на сырье, а также повышение стоимости перевозок. Однако необходимо выделить важный момент. Высокая инфляция, как правило, вызывается двумя основными факторами:
- увеличением предложения денежных средств через мягкую монетарную политику (возникает, когда Центробанк проводит сверхмягкую монетарную политику через снижение или удержание низкой ключевой ставки, а также через покупку облигаций с рынка);
- инфляцией на стороне издержек, которая возникает из-за роста стоимости сырьевых товаров, услуг логистики и других статей затрат производства продукции.
Поэтому закономерен вопрос: почему при столь мягкой денежной политике, которая началась для борьбы с последствиями пандемии для экономики, инфляция не возникла еще в 2020-м?
Основной причиной было замедление спроса из-за карантинных ограничений. Спрос на часть продукции и услуг снизился, что не создавало дополнительного драйвера роста цен. Например, в результате снижения спроса на перелеты упала потребность в авиатопливе, что в свою очередь снизило спрос на нефть. На авиаотрасль приходится порядка 7–8% общего потребления нефти в мире. И авиаотрасль — это только один из примеров. Аналогичное влияние было и со стороны других отраслей, поэтому снижение совокупного спроса привело к тому, что цена нефти на протяжении 2020 года держалась ниже $50.
Еще одной проблемой были возникшие из-за локдаунов сложности с логистикой и цепочками поставок, что вызвало удорожание транспортировки. Даже по мере ослабления пандемии данная проблема не решилась. Коронавирусные ограничения в Китае и усиление геополитической напряженности в этом году только усугубили ситуацию с логистикой. Логистика и рост цен на сырье создали вторую и теперь основную причину инфляции — рост издержек производства.
По мере улучшения ситуации с пандемией спрос на сырье начал восстанавливаться, что привело к росту цен, а усиление геополитической напряженности только ускорило этот процесс. Так, например, цены на нефть с начала текущего года выросли больше чем на 40%. Вдобавок к этому выросли цены и на другие сырьевые товары. Ситуация с нефтью особенно примечательна, потому что рост нефтяных котировок достаточно быстро приводит к росту цен на конечные товары потребления (бензин, например) и быстро разгоняет инфляцию. Рост цен на зерно и металлы так быстро не переходит в повышение потребительской инфляции.
Можно ли было избежать такой высокой инфляции и почему
Подобных уровней инфляции можно было избежать. Если проследить хронологию повышения инфляции, то уровень в 2%, который обычно таргетируется ФРС, был превышен еще в марте 2021 года. Затем в апреле рост инфляции был уже выше 4% и с тех пор не опускался ниже этой отметки. Однако это явно не беспокоило ФРС, которая в тот момент трактовала рост инфляции как «временное явление» и не предпринимала активных действий. Только в ноябре 2021-го началось сокращение выкупа активов, но программа все еще продолжалась до марта этого года.
С повышением ставки ФРС также не спешила. Таким образом, ФРС явно запоздала со своими действиями и не смогла заранее затормозить рост инфляции. Именно затормозить, а не остановить. Проблема заключается в том, что у ФРС нет эффективных инструментов для борьбы с инфляцией издержек в краткосрочном периоде. Те инструменты, которые есть, косвенно влияют на инфляцию издержек, а не напрямую, как в случае инфляции, вызванной увеличением предложения денег.
Снизить текущую инфляцию одновременно и просто, и сложно. Необходимо замедление роста издержек. Добиться этого можно, в частности, снизив цены на сырье, которые устанавливаются, исходя из соотношения уровня спроса и предложения, но резко нарастить объем предложения в текущих условиях не получится — по многим сырьевым товарам это невозможно. Соответственно, единственным возможным вариантом выступает снижение спроса. Так, во время пандемии снижение спроса не дало разогнаться инфляции. Сейчас, как это ни странно, рост инфляции сам по себе может способствовать снижению спроса.
Для развитых стран инфляция, близкая к уровню в 2%, считается нормальной и не мешает здоровому развитию экономики. Хотя с ростом инфляции зачастую растут и зарплаты, в своей амплитуде эти два показателя изменяются далеко не на одинаковую величину. Зачастую зарплаты растут меньше и с большой временной погрешностью. Из этого следует, что при сохранении дохода на прежнем уровне и при росте цен на товары и услуги граждане начинают потреблять меньше, отказываться от товаров и услуг второй необходимости. Ситуация усугубляется, если начинает ослабевать рынок труда — увеличение безработицы еще больше снижает совокупные доходы населения.
Пока рынок труда в США стабилен, но уже наблюдаются приостановка найма и сокращения по части компаний. Компании готовятся к ухудшению ситуации в экономике и снижают издержки для сохранения маржинальности. Отметим, что объем потребления так важен для экономики США, поскольку доля потребительских расходов в ВВП этой страны составляет порядка 2/3. Как следствие, это приводит к замедлению роста ВВП и в дальнейшем к его снижению. Затем по мере снижения цен и роста зарплат уровень спроса начинает восстанавливаться, как и экономика в целом. Следовательно, для того чтобы экономический рост продолжился, нужно, чтобы экономика замедлилась. Отсюда вытекает та самая цикличность экономики, про которую пишут в учебниках по экономической теории.
Монетарная политика ФРС США: оценка и перспективы
ФРС США напрямую не влияет на инфляцию издержек. Для резкого удара по инфляции ФРС необходимо повышать ставку куда больше, чем даже на 0,75%. Напомню, что на текущий момент ставка все еще ниже, чем была в 2018 году (тогда было 2,5%, а сейчас — 1,5–1,75%). На повышение на несколько процентных пунктов одномоментно ФРС с высокой вероятностью не пойдет, так как это ударит по финансовым рынкам. Следовательно, повышение будет постепенным — на 0,75 п.п., максимум на 1 п.п. на ближайшем заседании. После чего ФРС перейдет к более плавному повышению на 0,5 п.п. на следующих заседаниях. Однако размер повышения будет зависеть от будущей статистики по инфляции. Хотя повышение ставки моментально не влияет на уровень инфляции, с течением времени это все же происходит. Влияние идет через доступность кредитных ресурсов. Удорожание кредитов ведет к снижению спроса на них, что в свою очередь ведет к ослаблению общего спроса на товары и услуги.
Также ужесточение монетарной политики ведет к давлению на фондовый рынок, что снижает благосостояние инвесторов. При снижении ваших инвестиций срабатывает так называемый эффект благосостояния — и вы начинаете тратить меньше. В предыдущие годы этот эффект работал в другую сторону. По мере роста инвестиционного портфеля из-за повышения фондового рынка США население тратило все больше и сберегало меньше. Это подтверждается относительно низкой ставкой сбережения. Сейчас же это будет работать в противоположном направлении и постепенно также способствовать снижению потребления.
Что нужно знать об инвестициях в эпоху высокой инфляции
Даже в условиях ужесточения монетарной политики есть устойчивые сектора. Одним из таких секторов является сектор здравоохранения. В случае снижения потребления население будет отказываться в первую очередь от товаров не первой необходимости, но не от жизненно важных лекарств, поэтому исторически этот сектор показывал относительно позитивную динамику во времена повышенной инфляции и замедления экономики. Однако в секторе стоит отдавать предпочтение компаниям с положительным денежным потоком и уже одобренными препаратами.
Также дополнительным драйвером для сектора может стать рост числа сделок слияний и поглощений. В этой связи мы отдаем предпочтение таким компаниям, как BioMarin и Incyte. Из более крупных компаний с высоким денежным потоком мы отмечаем мирового лидера в лечении ВИЧ-инфекции — компанию Gilead Sciences.
Тем не менее риски инвестиций в биотехнологические компании достаточно высоки, поэтому не стоит забывать о диверсификации. Приведенные выше сектор и компании далеко не единственные, которые выглядят привлекательно на текущий момент. Но в условиях неопределенности лучше отдавать предпочтение инвестированию в отдельные компании вместо инвестиций в индекс широкого рынка. В целом разумно выбирать игроков с положительным денежным потоком, низкой долговой нагрузкой и устойчивостью бизнеса в текущих условиях.
Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование. Подробнее