Вести об отъезде каталонских министров совпали с пресс-конференцией генерального прокурора Испании Хосе Мануэля Масы, который рассказал о двух исках, поданных в Верховный суд против кабинета Пучдемона и в Национальный суд против лидеров каталонских парламентских фракций. Их обвиняют в подстрекательстве к мятежу, сепаратизму и растрате казенных средств. Ущерб государству от нелегально проведенного референдума оценивается в €6,2 млн.
Обязанности главы Каталонии исполняет вице-премьер Испании Сорайя Саэнс де Сантамария.
28 октября, когда региональный парламент в Барселоне проголосовал за установление независимой от Испании Каталонской Республики, Пучдемон призывал оказывать «демократическое сопротивление» и отказывался признать свое увольнение. Как отмечает The Guardian, это заявление каталонского лидера, показанное по ТВ в субботу днем, было записано заранее. В момент его трансляции Пучдемон находился в своем родном городе Жироне, пил красное вино и позировал со своими сторонниками.
Карлес Пучдемон
(Фото: Rafael Marchante / Reuters)
Первой под контроль Мадрида перешла каталонская полиция: руководитель региональной полиции Mossos d'Esquadra заменен более лояльной к центральным властям фигурой.
Соратники Пучдемона в выходные призывали к акциям гражданского неповиновения: например, учителям они советовали не выходить в понедельник на работу. Однако, как сообщило агентство Reuters, абсолютное большинство учителей и других работников бюджетных учреждений к призыву не прислушались. Опрошенные The New York Times каталонцы объяснили свой выход на работу боязнью сокращений и потери заработка.
Каталонские власти не смогли ничего противопоставить активации статьи 155 по двум основным причинам: у них не было продуманного плана на тот случай, если Мадрид откажется от компромиссов и пойдет до конца, и они так и не получили поддержки со стороны Евросоюза, пояснил РБК научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Георгий Филатов. «Каталонцы не хотят жить в непризнанном государстве со всеми вытекающими проблемами, поскольку с их экономикой и уровнем жизни им есть что терять», — рассказал Филатов. По его словам, большинство каталонцев стремятся не к независимости, а к расширению своей автономии внутри Испании. «Речь идет не только о признании каталонцев нацией, но о финансовых вопросах, о перераспределении налоговых доходов между Мадридом и Барселоной», — добавил он.
«Действия Мадрида никакого сопротивления не встречают, и тактически премьер-министр Мариано Рахой со своей жесткой политикой оказывается в выигрыше. Однако основные проблемы сохраняются: чуть меньше половины каталонцев стремятся к независимости, чуть больше половины — к расширению автономии. Поэтому стратегически от Мадрида все равно потребуются уступки, чтобы не допустить подобной ситуации впредь», — считает Филатов.
Готовы к выборам
Из якобы бежавших членов женералитата трое (включая Пучдемона) являются членами PDeCAT, еще трое представляют левоцентристскую партию «Левые республиканцы Каталонии» (ERC), которая на региональных выборах в сентябре 2015 года входила с PDeCAT в блок «Вместе за «Да». Днем в понедельник руководство ERC также приняло решение участвовать в досрочных выборах.
Согласно последним социологическим опросам, опубликованным El Mundo в воскресенье, сейчас ERC лидирует с 26,4% поддержки. PDeCAT может рассчитывать на 9,8% голосов. Вместе они могут набрать 36,2% голосов (на прошлых выборах они получили 39,6%). Тогда для формирования кабинета «Вместе за «Да» понадобилась поддержка ультралевой партии «Кандидатура народного единства» (CUP), которая на прошлой неделе и внесла на рассмотрение парламента декларацию о независимости. Поддержка CUP, по данным El Mundo, может упасть с 8,2 до 6,3%.
Фото: Jon Nazca / Reuters
Три ведущие партии, представленные и на национальном уровне, — консервативная Народная партия, либеральные «Граждане» и социалисты — выступают против независимости региона. Сейчас они могут получить вместе до 43,4% голосов. На прошлых выборах два года назад они получили вкупе лишь 39%. «Граждане» уже предложили консерваторам и социалистам создать предвыборный блок сторонников единства с Испанией.
Если всем сторонникам единства Испании получится сформировать единый предвыборный список, это может стать мобилизующим фактором для избирателей и обеспечить блоку большинство в региональном парламенте, рассказал Филатов из РАН. При этом, отмечает он, нельзя исключать саботажа выборов со стороны их противников, что может повлиять на итоги голосования.