Лента новостей
Террорист-смертник устроил взрыв в столице Туниса Общество, 13:43 В Сочи задержали «воскресшего» главаря «банды Цапков» Общество, 13:38 Бизнес победителей: здоровый перекус в любое время РБК и ВТБ, 13:31 МИД Австралии сообщил об исчезновении гражданина страны в КНДР Общество, 13:30 Основатель «Рольфа» связал обыски с делом о выводе денег из России Бизнес, 13:29 Британские консультанты намерены обанкротить компанию Дмитрия Ананьева Бизнес, 13:27 Медведчук без ведома Зеленского договорился о передаче пленных в Донбассе Политика, 13:26 СМИ узнали о трансфере нападающего «Зенита» Заболотного в «Сочи» Спорт, 13:21 РПЦ заявила об отсутствии планов выступать за запрет абортов по закону Общество, 13:17 Первых косаток и белух из «китовой тюрьмы» выпустили в море Общество, 13:06 3 правила от Аполлона: как правильно фотографировать на смартфон РБК Стиль и HUAWEI, 13:05 В МХТ простились с актрисой Аллой Покровской Общество, 13:03 ФСБ зафиксировала пять кибератак во время прямой линии с Путиным Технологии и медиа, 13:03 Нацбанк Грузии отказался поддерживать курс лари после рекордного падения Экономика, 13:00
Политика ,  
0 
Единороссы хотят разрешить курилки в аэропортах вопреки позиции Минздрава
Законопроект единороссов о создании курилок в аэропортах может быть принят Госдумой, несмотря на отрицательные отзывы правительства и заключения профильного комитета. Инициатива тормозилась из-за позиции Минздрава
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Законопроект о праве собственников создавать курилки в аэропортах и на железнодорожных вокзалах был внесен группой депутатов-единороссов во главе с председателем конституционного комитета Госдумы Владимиром Плигиным и его заместителем Дмитрием Вяткиным в сентябре 2013 года, вскоре после вступления в силу закона об ограничении курения в общественных местах. На прошлой неделе совет Думы во второй раз за два года отложил его рассмотрение на палате, где документ должен был быть отклонен: правительство дало на него отрицательный отзыв, а профильный комитет по охране здоровья дважды рекомендовал к отклонению.

Инициатива отложена на неделю для дополнительных консультаций, у нее есть шансы на принятие: отрицательное заключение комитета в сентябре было утверждено перевесом всего в один голос, указывает собеседник РБК в руководстве комитета. «Кроме того, отрицательное заключение было проведено голосами депутатов-единороссов, но и в авторах одни единороссы. Это говорит о противоречиях во фракции большинства и увеличивает шансы на принятие закона», — отмечает собеседник РБК.

Согласия по поводу инициативы во фракции единороссов действительно нет, подтверждают РБК два ее представителя: у идеи есть горячие сторонники и непримиримые противники. Среди первых не только депутаты-курильщики, но и те, кто заметил, что в отсутствие разрешенных мест для курения в аэропортах люди курят в туалетах, отмечают собеседники РБК. По той же причине законопроект минувшим летом поддержал и председатель комитета Думы по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР). Его позиция не изменилась, подтвердил депутат РБК.

Против курилок в аэропортах и на вокзалах активно выступает Министерство здравоохранения; переговоры сторонников закона с ведомством результата пока не дали, говорит источник, близкий к разработчикам проекта. Минздрав считает, что для насаждения здорового образа жизни требуются репрессивные меры, пояснил он.

В пресс-службе Минздрава отрицательное отношение к инициативе РБК подтвердили: «Увеличение количества разрешенных для курения мест способствует загрязнению воздуха опасными веществами». Международные исследования, проведенные в крупных аэропортах, показали, что уровень загрязнения воздуха микрочастицами, выделяющимися при курении, в 14 раз выше в помещениях рядом с курительными комнатами, нежели в аэропортах, где курение полностью запрещено, пояснил представитель министерства. «Это говорит о значительном токсичном воздействии табачного дыма за пределами курительных комнат. Таким образом, наносится вред здоровью также окружающих людей, присутствующих в помещениях аэропортов и вокзалов», — добавил собеседник.

Позиция Минздрава не изменится: у инициативы нет серьезных сторонников среди других ведомств, а принятие документа противоречило бы смыслу закона о запрете курения в общественных местах — создать максимальные неудобства для курильщиков, сказал РБК федеральный чиновник. Довод, что люди курят в туалетах аэропортов, в качестве аргумента не рассматривается, отмечает собеседник РБК, это скорее указывает на необходимость полиции активнее бороться с курением в запрещенных местах. Но закон может быть принят, если фракция единороссов не определит свою позицию по отношению к нему и будет объявлено свободное голосование, допускает источник.

Документ не вынесут на пленарное заседание Думы, пока по его поводу не будет достигнуто согласие, говорит источник, близкий к разработчикам проекта. Получить комментарии основных авторов документа РБК не удалось.

Где в России нельзя курить?

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принят в феврале 2013 года. С 1 июня того же года вступил в силу запрет на курение в спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных учреждениях, на детских площадках, пляжах, в пассажирских самолетах, в городском и пригородном транспорте, на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Курить также стало запрещено в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах и на лестничных клетках в многоквартирных домах.

С 1 июня 2014 года запреты ужесточились: курить запретили в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках и на пассажирских платформах у электричек.

В пояснительной записке к законопроекту аргументов в пользу инициативы приведено не было, что отметило в своем отрицательном отзыве правительство. Кроме того, принятие закона в 2014 году оно считало преждевременным: требовался анализ правоприменительной практики. Профильный комитет Думы по охране здоровья ссылался на антитабачную Конвенцию Всемирной организации здравоохранения: для защиты здоровья людей требуется полный запрет курения в общественных местах — системы очистки воздуха не помогают, сказано в документе. То, что законопроект отложен, шансов на его принятие не увеличивает, считает первый заместитель председателя комитета по охране здоровья, депутат-единоросс Николай Герасименко.

В Думе находится еще один законопроект о создании курилок в аэропортах, внесенный в декабре 2013 года группой депутатов разных фракций во главе с парламентарием ЛДПР Дмитрием Носовым. Эта инициатива, как и проект Плигина и Вяткина, получила отрицательный отзыв правительства и дважды рекомендована к отклонению профильным комитетом палаты. Дума также планировала рассмотреть и отклонить его на минувшей неделе, но отложила обсуждение по просьбе основного автора.

Отрицательный отзыв правительства чаще всего становится препятствием для принятия закона, но не всегда. В конце весенней сессии Думы, несмотря на отрицательную позицию чиновников, были поддержаны предложенные спикером Думы Сергеем Нарышкиным и председателем бюджетного комитета палаты Андреем Макаровым поправки в Бюджетный кодекс, сокращавшие полномочия правительства при корректировке федерального бюджета (принятый Думой закон, правда, позже отклонил Совет Федерации). Позиция профильных комитетов по отношению к тем или иным законам, как правило, определяет исход голосования, если не противоречит позиции фракции единороссов. К примеру, минувшей весной палата отклонила рекомендованный к принятию комитетом по общественным отношениям законопроект лидера ЛДПР Владимира Жириновского об увеличении минимальной численности политических партий с 500 до 5000 человек и ликвидации малочисленных организаций.​​

Как Россия боролась с курением

Магазин исследований: аналитика по теме "Медицина"