Иван Сафронов проведет под арестом больше года после нового продления
Мосгорсуд продлил свыше года срок содержания под стражей советнику главы Роскосмоса, бывшему спецкорреспонденту «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивану Сафронову — он останется под арестом как минимум до 7 октября. Об этом сообщили РБК в пресс-службе инстанции. Из-за коронавирусных ограничений в здание суда допустили только родных Сафронова и правозащитницу Марину Литвинович, сообщается в Telegram-канале, поддерживающем журналиста. Само заседание из-за гостайны в деле проходило в отсутствие слушателей.
Бывшего журналиста, который к тому времени около месяца работал в Роскосмосе, задержали 7 июля 2020 года, в тот же день ему предъявили обвинение в госизмене. Следственное управление ФСБ полагает, что Сафронов передавал чешским спецслужбам информацию о «военно-техническом сотрудничестве России с североафриканским государством и действиях российских вооруженных сил на Ближнем Востоке», сообщал адвокат журналиста Иван Павлов. По версии следствия, в 2012 году журналист был завербован разведкой Чехии, а спустя пять лет, в 2017-м, отправил своему контактному лицу секретные сведения, конечным получателем которых были США.
Агентом чешских спецслужб, который был на связи с журналистом, по версии ФСБ, являлся бывший корреспондент газеты Lidové noviny в Москве Мартин Лариш. Сафронов в письменном интервью «Коммерсанту» рассказывал, что приятельствовал с Ларишем, который в 2017 году, уехав в Чехию, создал в Праге собственный проект — Информационное агентство анализа и профилактики безопасности. Агентство по подписке рассылало дайджесты СМИ и аналитические материалы на тему обороны. «Похожие ресурсы были и есть и в России, например «Перископ.2», Центр анализа стратегий и технологий, Центр анализа мировой торговли оружием», — писал Сафронов. Лариш привлек россиянина к сотрудничеству с проектом, и журналист писал для него один-два материала в месяц на основе открытой информации, рассказал Сафронов. По его словам, эта подработка не принесла ему никакого дохода. Сафронов уверен, что Лариш не был разведчиком; сам чех также опровергал, что работает на спецслужбы.
Защита Сафронова настаивает, что его преследуют за журналистскую деятельность. Так, по словам Павлова, журналисту предлагалось в рамках досудебного соглашения выдать свои источники. Следствие также назначило экспертизу всех заметок Сафронова. Ранее у спецслужб возникали вопросы к журналисту из-за материала о поставках истребителей Су-35 в Египет. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) из-за этой статьи подавала к «Коммерсанту» иск о разглашении гостайны.
В конце июня адвокат журналиста Дмитрий Катчев сообщил «Открытым медиа», что следователь СУ ФСБ Александр Чабан склонял Сафронова к досудебному соглашению взамен на звонок матери. Общаться с ней Сафронов в течение года не мог, поскольку она наделена статусом свидетеля по его делу.
Защищающий журналиста руководитель объединения «Команда 29» Иван Павлов проходит обвиняемым по делу о разглашении тайны следствия в связи с делом Сафронова; суд наложил на него ряд запретов, в том числе запретил пользоваться интернетом и средствами связи. По версии Следственного комитета, адвокат дважды разгласил тайну следствия: в первый раз — когда передал газете «Ведомости» постановление о привлечении Сафронова в качестве обвиняемого, а во второй — когда сообщил журналистам о появлении в деле показаний секретного свидетеля под псевдонимом Ландер.
«Я считаю это реализацией плана, который неоднократно озвучивал мне [следователь по делу Сафронова] Александр Чабан, и местью ФСБ за мою принципиальную позицию по целому ряду уголовных дел», — заявил тогда защитник. Он добавил, что при обыске у него изъяли документы, которые составляли адвокатскую тайну, — полное досье защиты по делу Сафронова. Дело в отношении Павлова возбудили на основании рапорта, который направил лично директор ФСБ Александр Бортников председателю СКР Александру Бастрыкину.