Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Политика ,  
0 

Новый посол ЕС: «Игры во взаимные обвинения не приведут к прогрессу»

Новый посол ЕС в России Маркус Эдерер рассказал РБК, что в ЕС разочарованы некоторыми действиями Москвы в ВТО, заявил, что для отмены санкций еще не пришло время, и описал, как Европа будет противостоять «русской пропаганде»
Маркус Эдерер
Маркус Эдерер (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Я вернулся в непростое время»

— Какова задача вашей работы в Москве: не дать отношениям стать еще хуже или вы наметили проекты, которые намерены тут развивать, чтобы отношения улучшались?

— Прежде всего я счастлив вернуться в Россию — страну, чью культуру и людей я очень ценю. Конечно, я вернулся в непростое время. Это тревожные времена для всего мира, так как мы наблюдаем рост числа конфликтов. И это также непростой период в отношениях России и Евросоюза. Поэтому нам прежде всего необходимо объективно оценивать нынешние обстоятельства. Здесь можно вспомнить слова Эгона Бара, архитектора восточной политики ФРГ: «Нужно принять существующее положение вещей, чтобы его изменить». Изменить природу нынешних отношений между ЕС и Россией будет не очень легко, но меня воодушевляют два обстоятельства: первое — мы видим некоторую стабилизацию наших отношений в последние месяцы, а второе — есть множество форумов и платформ для сотрудничества, которые продолжают работать, в том числе в сфере гражданского общества.

Если посмотреть на сферу образования, то российские студенты — это самая многочисленная группа участников стипендиальной программы Erasmus+, программы ЕС в области образования, молодежных курсов и спорта. Если посмотреть на контакты между людьми, то россияне получают наибольшее число шенгенских виз: почти 3,2 млн виз было выдано в прошлом году, 80% из них — многократные.

Наше эффективное взаимодействие по-прежнему продолжается в рамках «Северного измерения» (программа укрепления сотрудничества ЕС, России, Норвегии и Исландии. — РБК), в рамках программ приграничного сотрудничества, а также, конечно, по международным вопросам, которые касаются нас всех: региональные конфликты, борьба с терроризмом, борьба с изменением климата, миграционное давление. На мой взгляд, сотрудничество во всех этих сферах можно нарастить. Именно в этом и состоит моя задача, мой мандат — усилить эти «островки сотрудничества».

Но я также должен заявить четко и ясно: без прогресса в отношении минских соглашений и их выполнения будет очень трудно прийти к кардинально другим отношениям, к фундаментально иной оценке потенциала отношений России и Европейского союза.

— Вы, а также приехавшие этой осенью в Россию новые послы США и Франции работали ранее в Китае. Что-то есть общее между современными Россией и КНР, что объясняет такую кадровую политику?

— Эту деталь я тоже заметил. Конечно, у России и Китая есть общее — это крупные державы, оба государства являются членами Совета Безопасности ООН. Также справедливым будет утверждение, что обе страны представляют как возможности в качестве партнеров, так и вызовы для нашей дипломатии — американской ли, французской или европейской. Однако, думаю, это было совпадение, но я рад возможности вновь поработать с такими опытными профессионалами, как Джон Хантсман​ и Сильви Берманн.

— Учитывая ограничения в развитии отношений, намерены ли вы делать больший упор на проекты в сфере гражданского общества? Не пришла ли пора отменить визы для россиян?

— Как и я, вы прекрасно знаете, что визовый диалог был приостановлен. Но это не мешает нашим гражданам путешествовать: я уже говорил почти о 3,2 млн виз, выданных россиянам в прошлом году. Я действительно уверен, что в рамках этого мы можем и должны расширять контакты между нашими гражданами в сфере образования, научного сотрудничества. Помимо этого у стран ЕС есть ежегодные программы молодежного обмена, сотрудничества городов и так далее.

— Но об отмене виз в одностороннем порядке со стороны ЕС речи не идет?

— Как я объяснил, диалог был приостановлен из-за событий на Украине. Я думаю, что прогресс в отношении минских соглашений и их выполнение могли бы способствовать возвращению к обсуждению этого вопроса.

Принципы сотрудничества ЕС и России

После присоединения Крыма к России в марте 2014 года, которое Европейский союз считает незаконным, ЕС ввел санкции в отношении России. Сейчас под санкциями находятся 150 человек и 38 компаний. Им запрещен въезд в ЕС, а активы в ЕС заморожены. Эти санкции продлены до 15 марта 2018 года. Европейскими компаниям запрещено импортировать товары из Крыма и Севастополя, введен частичный запрет на экспорт на полуостров.

До 31 января 2018 года продлен запрет на торговлю оружием, товарами двойного назначения, сокращен доступ российских компаний к технологиям и сервисам, которые могут быть использованы для нефтяной разведки и добычи.

Также с марта 2014 года отменены регулярные саммиты Евросоюз — Россия, проводившиеся два раза в год, заморожен шедший до этого диалог по облегчению визового режима.

В марте 2016 года Европейский союз одобрил пять принципов взаимодействия с Россией:

1. Для любого существенного изменения в отношениях между Москвой и Брюсселем необходимо полное выполнение минских соглашений по Украине.

2. ЕС продолжит развивать отношения со странами бывшего СССР.

3. ЕС будет укреплять внутреннюю устойчивость, особенно в сфере энергетики, противостоять гибридным угрозам.

4. Избирательное взаимодействие с Россией возможно в вопросах международной политики (например, взаимодействие по Ирану, Сирии, КНДР), а также в сферах, в которых есть ясный интерес ЕС.

5. ЕС продолжит поддерживать российское гражданское общество, проводить программы гуманитарного обмена.

«Санкции в отношении России, возможно, еще не привели к желаемому результату»

— ЕС сформулировал пять принципов работы с Россией, в них сказано, что пересмотр отношений в пользу улучшения может быть только после выполнения минских соглашений. Но если они не выполняются из-за действий Киева, не становится ли Россия, таким образом, заложником ситуации?

— В международной политике все участники пожинают последствия, а порой становятся заложниками собственных предыдущих действий и иногда ошибок. В данном случае мы говорим, с одной стороны, о незаконной аннексии Крыма, а с другой — о нарушении суверенитета и территориальной целостности Украины в Донбассе. Я считаю, что игры во взаимные обвинения не приведут к прогрессу. Обе стороны, Россия и Украина, должны показать политическую волю к исполнению минских соглашений. Возьмем, например, пункт о прекращении огня. Подлинное прекращение огня подразумевало бы разведение сторон и отвод вооружения в места его хранения. Полагаю, если бы одна из сторон выполнила взятые на себя обязательства, то это позволило бы также по-другому взглянуть на перспективы наших отношений.

Когда действуешь самостоятельно, меньше риск стать заложником действий других. Если одна сторона будет действовать решительно в реализации минских соглашений, это позволит ей не чувствовать себя заложником.

— Санкции против России постоянно продлеваются, хотя есть такие страны, как Венгрия, которая призывает провести открытые дебаты и обсудить эффективность ограничительных мер. Об этом говорил РБК министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Почему такого обсуждения не проводилось до сих пор?

— Я не могу говорить за венгерского министра, но в том, что касается обсуждения санкций в ЕС, то возможно, есть некоторое ошибочное представление на этот счет. Возьмем, к примеру, летнее продление санкций. На заседании Европейского совета 23 июня обсуждались санкции. Президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель проинформировали глав государств и правительств о положении дел, после чего было принято единогласное решение продлить санкции еще на полгода. Мне нечего добавить к этому. К тому же если вы посмотрите, то увидите, что в СМИ стран ЕС идет открытое обсуждение вопросов, которые задаете и вы: нужны санкции или нет, эффективны ли они? Поэтому я считаю, что обсуждение есть, и это надо признать.

— Эффективны ли санкции в отношении России, и если да, то в чем это выражается?

— Прежде всего надо понимать природу санкций. Они никогда не являются самоцелью, их цель — изменить поведение тех, против кого они направлены, будь то конкретные лица, компании или государства. Работают ли санкции? Если взять санкции в отношении Северной Кореи, то можно сказать, что они работают, но еще не привели к желаемому результату. Если говорить о санкциях, которые были согласованы в Совете Безопасности ООН при участии России, как и в случае с Северной Кореей, против Ирана, то они в итоге привели к соглашению по иранской ядерной программе. Поэтому в данном случае можно с уверенностью сказать, что санкции сработали.

Что же касается санкций в отношении России, возможно, они еще не привели к желаемому необходимому результату. Но в то же время я считаю, что еще рано делать выводы.

— Санкции по ядерной программе Ирана, кажется, действовали почти десять лет, прежде чем было достигнуто соглашение. Нам тоже придется столько ждать?

— К сожалению, я сегодня не захватил с собой магический шар… Абсолютно все зависит от политики соответствующих сторон.

— Какова позиция ЕС по размещению миротворцев ООН в Донбассе? Где их размещать?

— Я ранее уже публично говорил, что при соответствующих обстоятельствах российское предложение направить миротворцев в Донбасс может стать возможностью для выполнения минских соглашений, в частности Минского протокола от февраля 2015 года. Это также может способствовать достижению подлинного прекращения огня. Однако практические детали будут решаться не Европейским союзом. Это все обсуждается в других форматах, и в конечном счете этот вопрос находится в сфере полномочий Совета Безопасности ООН.

— Вы видите опасность, что украинский конфликт будет заморожен на долгое время, как приднестровский или в Нагорном Карабахе?

— Об этом рано говорить. Я знаю, что все, кто работает в «нормандском формате», делают все возможное, чтобы конфликт не стал замороженным, чтобы он был разрешен в соответствии с «дорожной картой» Минского протокола 2015 года. Там есть четкая последовательность действий и обязательств сторон, выполнение которых приведет к тому, что Украина сможет вернуть контроль над своей территорией и разместить войска на границе с Россией в качестве последнего шага. Поэтому я считаю, что мы должны сконцентрироваться на этом, а не рассуждать о других возможных вариантах, которые в любом случае будут менее благоприятными для людей, которые живут там.

— Как вы оцениваете телефонный разговор президента Путина с лидерами самопровозглашенных ДНР и ЛНР по поводу обмена пленными между Украиной и этим республиками?

— Я не буду пускаться в интерпретации, но, как я уже говорил, есть определенные обязательства всех сторон по выполнению Минского протокола 2015 года. Обмен пленными — одно из этих обязательств. Любая инициатива, которая ведет к обмену пленными, приветствуется, если у нее будет желаемый результат. А желаемый результат — чтобы люди вернулись домой к Рождеству. Если это произойдет, то для многих людей этот разговор станет хорошей инициативой.

Фото: Владислав Шатило / РБК

​«Со стороны ЕС практически отсутствуют торговые ограничения в отношении России»

— Евросоюз с 2012 года подал четыре иска к России в ВТО. Как вы оцениваете торговое сотрудничество с Россией?

— ЕС выступает за свободную торговлю и за соблюдения правил ВТО, поэтому мы очень приветствовали вступление России в ВТО. Но также верно и то, что временами мы чувствуем разочарование из-за применяемых Россией практик, регламентов и ограничивающих импорт ветеринарных и фитосанитарных стандартов, которые, по нашему мнению, не согласовываются с обязательствами России в рамках ВТО. Было инициировано несколько споров в рамках ВТО. В феврале этого года по одному из споров — российскому запрету на импорт свиней и свинины — было принято решение в пользу ЕС. Поэтому мы бы просили Россию вернуться к режиму ВТО в этом вопросе.

В то же время мы в значительной мере взаимосвязаны в вопросах торговли. Россия — четвертый торговый партнер ЕС; в 2016 году 43% внешней торговли России приходилось на ЕС. Европейские компании — крупнейшие инвесторы в России: 60% прямых иностранных инвестиций приходится на компании из стран ЕС. В 2017 году объем взаимной торговли растет на 25–30% по сравнению с прошлым годом.

Разбирательство в ВТО

23 февраля 2017 года Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО) подтвердил, что российский запрет на импорт живых свиней, свежей свинины и другой свиноводческой продукции из ЕС является неправомерным с точки зрения правил международной торговли, говорится в пресс-релизе ЕС. Решение касается запрета​, введенного Россией в январе 2014 года из-за вспышки вируса африканской чумы свиней на территории ЕС вблизи границы с Белоруссией.

— Вы видите потенциал роста, в каких сферах?

— В нашей философии экономические субъекты сами решают, как им работать. Добавлю только, что со стороны ЕС практически отсутствуют торговые ограничения в отношении России, кроме той части санкций, которые запрещают продажу вооружений и товаров двойного назначения. Но при этом с российской стороны довольно много ограничений в торговле, которые, мы надеемся, будут устранены.

— Президент Путин говорил о целесообразности взаимодействия ЕАЭС и ЕС. Видит ли ЕС смысл в таком взаимодействии и при каких условиях?

— Возможно, это не всем известно, но технические контакты между Евразийской экономической комиссией и Европейской комиссией поддерживаются. В начале ноября в Москве находилась делегация из Брюсселя, которая провела полезные и конструктивные переговоры с коллегами из Евразийской экономической комиссии. Что касается дальнейшего сотрудничества, то Европейский союз еще предстоит убедить — необходимы разъяснения — в том, действительно ли целью ЕАЭС являются свободная торговля, единый рынок внутри ЕАЭС и либерализация торгового режима с партнерами, которые не входят в этот союз. Есть некоторые примеры, которые указывают на противоположные устремления. И я полагаю, что если готовность создать общий рынок и распространить принципы свободного рынка за пределы союза будет подтверждена, то тогда можно будет говорить о более тесном сотрудничестве. Однако это потребует согласия всех стран ЕС, а они будут принимать во внимание широкий политический контекст.

— 8 ноября Еврокомиссия предложила распространить действие Третьего энергопакета на газопроводы, приходящие из третьих стран, в том числе на «Северный поток-2» «Газпрома». Третий энергопакет запрещает монополистам, поставляющим энергоносители, монопольно владеть сетями распределения. В случае одобрения как эти правила могут применяться, если в России право на экспорт трубопроводного газа есть только у «Газпрома»?

— Речь идет о законодательном предложении Европейской комиссии внести изменения в Газовую директиву ЕС. Пока еще рано говорить, каким образом это будет применяться к конкретным трубопроводам. При этом важно отметить, что предложенные принципы будут распространяться не на один только «Северный поток-2», но также на другие трубопроводы, идущие в и из ЕС. Сейчас обсуждение идет в Совете ЕС и Европарламенте, и пока очень рано предсказывать, каким будет результат и когда он будет.

— Когда Совет ЕС и Европарламент придут к единому мнению?

— Все целиком и полностью зависит от того, как пойдет обсуждение.

— После того как телеканал RT в США был включен в реестр иноагентов из-за «пропагандистской деятельности», есть ли вероятность, что власти Евросоюза тоже начнут бороться с так называемой российской пропагандой, увеличивая бюджеты на противодействие ей?

— Здесь есть два процесса. Во-первых, внутри институтов ЕС и в национальных столицах высока степень обеспокоенности в связи с кампаниями по дезинформации со стороны третьих стран. Именно поэтому в Европейской службе внешних связей была создана Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force). У нее две основные задачи — разъяснять действия ЕС в странах, расположенных в регионах южного и восточного соседства, а также в странах Западных Балкан, и вносить ясность в тех случаях, когда мы считаем, что факты были искажены или являются недостоверными.

Второй процесс был запущен недавно, 13 ноября, когда Европейская комиссия объявила о создании экспертной группы и начале публичных консультаций по вопросу распространения недостоверной информации и фейковых новостей в интернете. Результаты работы группы и консультаций с общественностью будут учтены, когда, скорее всего, весной следующего года будет вырабатываться общеевропейский подход к этому феномену.

— Вас беспокоит ситуация с расширением статуса иностранного агента на СМИ в России?

— Как вы знаете, ЕС всегда критиковал закон об иностранных агентах здесь, в России, потому что мы считаем, что он в значительной мере ограничивает возможности и пространство для работы гражданского общества. Сейчас мы обеспокоены открытием возможности признавать иноагентами и иностранные медиа, так как это может привести к сокращению пространства для работы иностранных СМИ. Мы следим за развитием ситуации, и пока у нас есть основания полагать, что наши опасения обоснованны. Мы отстаиваем свободу СМИ и свободу выражения мнения и выступаем против всего, что ограничивает эти свободы.

Фото: Владислав Шатило / РБК

«Мир в целом стал неспокойным местом»

— Brexit, события в Каталонии, попытки Шотландии отделиться, рост популярности ультраправых партий позволяют многим говорить о кризисе ЕС. Согласны ли вы с такой оценкой? Почему вообще благополучная Европа стала таким неспокойным местом?

— Я зайду с другой стороны… Вы знаете, мир в целом стал неспокойным местом. В этом мире ни одна страна, в том числе Россия или США, не может быть изолированным островом. Не может быть таким островом и ЕС. Некоторые из упомянутых вами процессов представляют угрозу для нас всех: терроризм, миграционное давление. Поэтому они должны быть основой для нашего сотрудничества.

Думаю, что основной проблемой, нашей общей проблемой, является усиливающееся у нашего населения чувство незащищенности. Незащищенности перед лицом террористических атак, миграционного давления, последствий глобализации. Людям кажется, что о них забыли. Это ведет к тому, что группы людей, а иногда и целые страны пытаются спрятаться от всех опасностей этого более взаимосвязанного, более глобализированного мира в зоне комфорта, как они ее понимают. Зоны комфорта чаще всего носят либо религиозный, либо этнический, либо региональный, либо национальный характер. Это сопровождается так называемой политикой идентичности. Я думаю, это объясняет многие из тех явлений, о которых вы говорили.

Да, есть вызовы, с которыми сталкиваются страны ЕС и Европейский союз в целом, но я не считаю, что это характерно только для ЕС. Мы все испытываем давление одних и тех же процессов, и нам совершенно точно надо бороться с политикой идентичности, потому что она ведет к национализму. А это может привести к тому, что наши страны будут сталкивать друг с другом. И совершенно очевидно, что мы не должны этого допустить.

— Как ЕС намерен противостоять кризисам, учитывая, что крайне правые партии вы не запрещаете, границы оставляете открытыми?

— Я думаю, здесь есть разные пути. Важно, чтобы мы преодолевали вызовы, подобные, например, движению к автономии, в соответствии с законом и Конституцией. Так было в Испании, так решался вопрос с Brexit. Что же касается разъяснения, а также смягчения последствий глобализации, я думаю, что внутри ЕС растет понимание необходимости вернуться к первопричинам, лучше понять устремления граждан, понять, почему они чувствуют себя оставленными без внимания. И я вижу, что этот процесс идет в ряде стран ЕС, где проявился феномен крайне правых партий и где правительства пытаются быстрее реагировать на нужды граждан.

Посол из Западной Германии

Маркус Эдерер родился в 1957 году в Мюнхене. Изучал право, международные отношения, политологию и регионоведение в Университете Пассау (Германия) и Женевском университете (Швейцария), получил степень доктора права.

В 1988 году начал работать в МИД ФРГ. С 1990 по 1993 год был специалистом по экономическом вопросам в посольстве Германии в Москве. С 2002 по 2005 год занимал пост директора по вопросам политической и экономической оценки Федеральной разведывательной службы ФРГ в Мюнхене. Потом в течение пяти лет занимал пост генерального директора департамента внешнеполитического планирования МИД ФРГ. С 2011 по 2014 год работал послом Европейского союза в Китае и Монголии. С 2014 по 2017 год работал в Берлине в должности замминистра иностранных дел.

С октября 2017 года — посол Европейского союза в России.​

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Над Брянской областью сбили дрон Политика, 01:10
Два человека пострадали при обстреле Шебекино Политика, 00:59
В ВСУ заявили об отходе «на более выгодные позиции» в районе Купянска Политика, 00:37
Силы ПВО сбили над Крымом пять ATACMS Политика, 00:34
Названы дата и место прощания с журналистом Кононенко Общество, 00:30
Захарова пожелала выздоровления пережившему покушение премьеру Словакии Политика, 00:25
Появились кадры прибытия Путина в Китай Политика, 00:11
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Аталанта» Миранчука проиграла «Ювентусу» в финале Кубка Италии Спорт, 00:07
«Сколково» начал обсуждать открытие офисов с индийскими компаниями Технологии и медиа, 00:05
Путин начал первый после инаугурации визит в Китай Политика, 00:02
Экс-глава «Сколково»: «Это как бежать вверх по эскалатору, идущему вниз» Технологии и медиа, 00:00
Суд передал акции Климовского патронного завода в госсобственность Бизнес, 00:00
Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до ₽17,7 тыс. в 2025 году Общество, 15 мая, 23:58
Путин прибыл в Китай Политика, 15 мая, 23:52