Минобороны оценило проект новой базы Каспийского флота в 460 млн руб.
Полмиллиарда на проектирование
Минобороны потратит на проектно-изыскательские работы по военно-морской базе «Каспий» (новый пункт базирования Каспийской флотилии) в Дагестане свыше 459 млн руб. из средств гособоронзаказа. Заказчиком выступает Управление заказчика капитального строительства Минобороны, указано на сайте государственных закупок.
Работы будет вести 31-й Государственный проектный институт специального строительства, который, в свою очередь, получил контракт на выполнение работ от генпроектировщика — 20-го Центрального проектного института. Договор между ними подписан 18 мая 2018 года. В цену контракта входит, в частности, стоимость проведения обмерных работ, проектной и рабочей документации, а также прохождение государственной и экологической экспертиз.
Новый основной пункт базирования Каспийской флотилии — военный городок № 71 в Каспийске. База будет расположена на участке площадью 129 га, указано в техническом задании к договору. Строительство базы будет вестись в два этапа. Первый начнется 11 июля 2018 года. Закончено строительство должно быть к 14 февраля 2020 года, сказано в документе.
Первый этап подразумевает, в частности, строительство причалов. Второй этап — создание комплекса защитных гидротехнических сооружений, дноуглубительные работы во вновь образованной акватории, причальные стенки и комплекс сопутствующих инженерных сетей. Кроме того, исполнитель должен будет представить схему перспективного обустройства пункта «Каспий».
Полная стоимость строительства новой базы не раскрывается. Источник в строительной отрасли, знакомый с ходом возведения военных объектов, рассказал, что обычно стоимость проектно-изыскательских работ составляет около 3–4% стоимости строительства. Другой собеседник, близкий к Минобороны, уточнил, что подобные оценки корректно делать, если речь идет о капитальном строительстве с «повторным применением» документации ранее построенных аналогичных объектов.
«Если объект строится с нуля, значит, за проектно-изыскательские работы нужно заплатить дороже. В таком случае вес проектно-изыскательских работ может достигать и 10%», — рассказал собеседник РБК.
Еще один собеседник из руководства холдинга, инвестировавшего в строительство инфраструктуры и, в частности, морского порта в России, сказал РБК, что «в случае подобных проектов некорректно делать даже приблизительные расчеты соотношения затрат на проектную документацию и всей стоимости строительства». По оценкам собеседников РБК, «затраты на строительство базы составят не меньше нескольких миллиардов рублей».
20-й Центральный проектный институт был учрежден в 2003 году Министерством имущественных отношений. В 2017 году эту компанию распоряжением Дмитрия Медведева определили как единственного исполнителя закупок проектно-изыскательских работ Минобороны на 2017–2018 годы. В 2016 году выручка компании, по данным Росстата, составила 246 млн руб. При этом чистая прибыль составила 452 тыс. руб. До этого несколько лет подряд компания показывала убытки. На сайте организации говорится, что она имеет опыт проектирования объектов, обеспечивающих функционирование и применение сил ядерного сдерживания, объектов военной инфраструктуры, а также объектов «Роскосмоса», нефтеперерабатывающих компаний и метростроя.
По проектам 31-го Государственного проектного института специального строительства Минобороны (ранее входил в Спецстрой России) построены космодромы Капустин Яр, Байконур, Плесецк и Восточный, а также командные пункты управления Минобороны, пункты управления других министерств и ведомств, позиционные районы базирования Ракетных войск стратегического назначения. По данным СПАРК, выручка компании в 2015 году составила почти 5 млрд руб., а чистая прибыль — более 157 млн руб.
Спецстрой был ликвидирован в 2017 году. Генпрокурор Юрий Чайка называл среди причин ликвидации хищения при строительстве важных государственных объектов. Всего федеральному агентству до ликвидации принадлежало 18 подведомственных предприятий. После реорганизации восемь из них, включая 31-й институт, вошли в структуру Минобороны.
Переезд в Дагестан
2 апреля министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Каспийская флотилия будет переведена из Астрахани в дагестанский Каспийск. «Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жилье. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно», — сказал министр. В истории современной России это первый случай смены основного пункта базирования флотилии.
Помимо самой базы в Каспийске планируется также строительство нового микрорайона на 3 тыс. квартир с сопутствующей инфраструктурой. Об этом 28 мая заявил в интервью телеканалу «Звезда» мэр Каспийска Магомед Абдулаев. По его словам, строительство будет вестись за счет инвесторов.
Советник начальника Генштаба адмирал Игорь Касатонов, возглавлявший Черноморский флот в 1991–1992 годах, в беседе с РБК связал решение о переезде флотилии с проблемой расположения нынешней базы. «Астрахань находится в 100 км от Каспийского моря, ну что это за военно-морская база, если по реке надо идти шесть часов. Кроме того, зимой река замерзает, а летом она мелеет — можно и не выйти вообще», — отмечал адмирал.
По словам Шойгу, перевод флотилии в Каспийск «является серьезной составляющей безопасности в регионе». Несмотря на то что Каспийское море — закрытое, оно позволяет решать стратегические задачи в таких конфликтах, как, например, в Сирии, уточнил Касатонов. За время сирийской кампании российские военные несколько раз производили пуски ракет «Калибр» из акватории Каспийского моря по объектам запрещенной в России группировки «Исламское государство».
Что такое Каспийская флотилия
Каспийская флотилия — морская компонента Южного военного округа, указано на сайте Минобороны. В состав Каспийской флотилии входят части береговых войск, несколько бригад и дивизионов кораблей, в том числе ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич», малые артиллерийские корабли «Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала», МАК-160, а также артиллерийские, ракетные, десантные, гидрографические катера и буксиры.
С конца 80-х годов XIX века главной базой Каспийской флотилии был Баку. После распада Советского Союза флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой.