Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Проблема с датчиками: эксперты выдвинули новую версию катастрофы Ту-154

Катастрофа Ту-154 под Сочи могла произойти из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах, а не из-за проблем с закрылками, считают опрошенные РБК эксперты. В ближайшие дни эксперты расшифруют «черные ящики» самолета
Найденные во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря фрагменты самолета Ту-154
Найденные во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря фрагменты самолета Ту-154 (Фото: Viktor Klyushin/AP)

Версия о крушении самолета Ту-154 под Сочи из-за проблем с закрылками появилась после публикации в СМИ расшифровок переговоров экипажа с бортового самописца вечером во вторник, 27 декабря. В таком случае крушение лайнера могло произойти из-за несинхронной уборки закрылков, предположили ряд экспертов после появления расшифровок. Возникшая разница в подъемной силе крыльев могла привести самолет к катастрофе.

С этой версией в разговоре с РБК не согласился заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Он подчеркнул, что в системе управления закрылками предусмотрен механизм синхронизации их движения. «Если бы закрылки стали двигаться несинхронно, то сработала бы автоматика, которая прекратила бы их выпуск или уборку», — заявил эксперт.

Закрылок — это отклоняемый элемент механизации крыла, расположенный на его задней кромке. Он предназначен для улучшения несущей способности крыла во время взлета, набора высоты, снижения и посадки. Закрылки задействуют и при полетах на малых скоростях. При выпуске закрылков увеличиваются площадь крыла и кривизна его профиля, благодаря чему возрастает подъемная сила крыла. После появления расшифровки переговоров членов экипажа, которые упоминали проблемы с закрылками, ряд экспертов предположили, что один из летчиков мог перепутать органы управления на приборной панели и вместо рычага управления закрылками нажать на ручку выпуска шасси.

Однако заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов рассказал РБК, что перепутать ручки управления шасси и закрылками Ту-154 невозможно: у рычажков разная форма, и они находятся не рядом.

«Мы и завтра придем»: как ищут жертв крушения Ту-154 и обломки лайнера
Фотогалерея 
Вечером, 26 декабря, в международном аэропорту Сочи спокойно. Полицейские и казаки, зевая, смотрят на пассажиров, таксисты предлагают транспорт, а служащие аэропорта засыпают за стойками информации. Всего сутки назад здесь были десятки камер, военные, психологическая служба и чиновники — встречали тех, чьи родственники были на борту военного Ту-154.

Ошибочные сигналы

Заболотский выдвинул версию, согласно которой причиной катастрофы стали ложные показания высоты и скорости на приборах. Он пояснил, что для определения этих параметров на Ту-154 установлена система воздушных сигналов СВС-72. Она состоит из приемников динамического и статического давления. Если в ее работе случился сбой, то пилоты не могли адекватно оценивать скоростные характеристики своего самолета.

«В такой ситуации после отрыва самолета от полосы показания скорости начнут расти быстрее, чем положено, — фактическая скорость будет меньше приборной. В этом случае летчик начнет задирать нос самолета, переводя его в набор высоты», — рассказал Заболотский.

Получая неправильные данные о скорости, летчик мог начать перевод самолета в набор высоты, что привело бы к выходу на закритический угол атаки (самолет «встал на дыбы») и сваливанию.​

Мнение Заболотского разделил Попов, уточнив, что такой отказ мог стать одной из предпосылок катастрофы. «Возможно, он и прав. Один отказ, как правило, не приводит к катастрофе или аварии. Но когда их наслаивается несколько, тогда это приводит к обвалу информации на экипаж при дефиците времени. И справиться с ситуацией человеку становится невозможно».

С такой версией согласен и экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич. «Если летчики не знали истинной скорости, то и их действия ей не соответствовали», — сказал он РБК.

В ожидании выводов

В четверг, 29 декабря, состоится брифинг министра транспорта России Максима Соколова, на котором, возможно, будут озвучены предварительные результаты расшифровки речевых и параметрических самописцев разбившегося самолета.

Окончательное заключение по катастрофе можно ждать не менее полугода, а предварительные выводы могут появиться уже в течение недели, сказал РБК главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров.

По его словам, выводы расследования катастрофы во многом будут зависеть от показаний параметрического самописца, который фиксирует техническую информацию: положение закрылок, скорость, обороты двигателя и так далее.

«Если не убрали закрылки, то из-за огромного сопротивления самолет задирает нос и падает. А если все выполнялось штатно и с закрылками, но самолет внезапно потерял управляемость, то версии будут изучаться дальше», — говорит Гусаров. Сопоставив эти данные, можно реконструировать пространственное положение судна и выяснить причины крушения. Сам Гусаров считает равноценно правдоподобными версии технической неисправности и ошибки пилотирования.

«Если в комиссии увидят, что закрылки были убраны не в нужное время и ушли синхронно, то все понятно — ошибка [пилота]. А если все выполнялось штатно, но самолет потерял управляемость, значит, будут детально и посекундно изучать все этапы полета».

Обнаруженные во время поисковой операции фрагменты Ту-154
Фотогалерея 
В среду, 28 декабря, в Минобороны сообщили, что на месте крушения продолжается поисковая операция. Она ведется круглосуточно

Самолет Минобороны Ту-154, летевший в Сирию, пропал с радаров утром в воскресенье, 25 декабря, через несколько минут после вылета из Сочи. На борту находились 92 человека, включая военнослужащих, журналистов, ансамбль песни и пляски имени Александрова и главу фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку. Борт рухнул в акватории Черного моря вблизи сочинского побережья. Все члены экипажа и пассажиры погибли. В среду водолазы подняли со дна второй бортовой самописец, продолжается поиск фрагментов самолета и тел погибших.

В среду же министр обороны Сергей Шойгу заявил о начале выплат материальной помощи семьям погибших при крушении Ту-154 над Черным морем. Глава оборонного ведомства на заседании общественного совета при Минобороны назвал размер выплат каждой семье — 5,8 млн руб. Шойгу отметил, что оборонное ведомство работает с семьями погибших при крушении самолета: «Речь идет о судьбе детей, женах, о жилищных условиях».

Также министр обороны заявил, что после Нового года откроется конкурс для нового набора в состав ансамбля имени Александрова, участники которого погибли в катастрофе.

История катастроф

Из-за действий экипажа

17 ноября 2013 года пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», летевший из Москвы, разбился при посадке в аэропорту Казани. Причинами катастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал проблемы с системой управления безопасностью полетов в авиакомпании и недостатки в работе экипажа.

11 сентября 2012 года самолет Ан-28 по рейсу Петропавловск-Камчатский — Палана потерпел крушение в районе поселка Палана. Причиной катастрофы в МАКе признали нарушение экипажем схемы захода на посадку, в крови обоих пилотов был обнаружен алкоголь.

2 апреля 2012 года самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», летевший из Тюмени в Сургут, упал при взлете из аэропорта. Причиной катастрофы в МАКе назвали отказ командира воздушного судна от противообледенительной обработки. Это привело к сваливанию самолета на взлете, из-за чего экипаж не смог своевременно распознать проблему.

7 сентября 2011 года под Ярославлем упал самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Из отчета МАКа следует, что причиной катастрофы стали ошибки экипажа, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега.

20 июня 2011 года самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», летевший из Москвы в Петрозаводск, в сложных метеоусловиях совершил жесткую посадку на автотрассу неподалеку от аэропорта Петрозаводска. При посадке произошел пожар. Причинами катастрофы в МАКе назвали то, что экипаж не принял решение уйти на второй круг, снижение на небезопасную высоту при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, а также легкое алкогольное опьянение штурмана.

Из-за технической неисправности

3 января 1994 года самолет Ту-154М, выполнявший рейс из Иркутска в Москву, потерял управление и разбился под Иркутском, после того как у него загорелся двигатель. Следственная комиссия установила, что двигатель у разбившегося самолета отказывал не в первый раз, а перед полетом на его работу поступали жалобы.

22 июля 2002 года самолет Ил-86, выполнявший рейс Санкт-Петербург — Москва — Сочи — Москва — Санкт-Петербург, разбился в Подмосковье через несколько секунд после взлета. В качестве основной версии в расследовании МАК рассматривал самопроизвольный переход горизонтальных хвостовых стабилизаторов в крайнее положение. В итоге в МАКе признали ошибки пилотов.

19 ноября 2001 года самолет Ил-18В, выполнявший рейс из Хатанги​ в Москву, разбился в Тверской области. Наиболее вероятной причиной власти называли самопроизвольное отклонение триммера руля высоты на пикирование, вызванное сочетанием технических факторов.

18 марта 1997 года самолет Ан-24, летевший из Ставрополя в Трабзон (Турция), разбился в районе Черкесска. Причиной случившегося назвали разрушение в полете хвостовой части фюзеляжа из-за накопленных коррозионно-усталостных повреждений.

6 декабря 1995 года самолет Ту-154Б, лет​евший из Хабаровска в Южно-Сахалинск, врезался в гору в 274 км от Хабаровска. Причиной катастрофы назвали как действия экипажа, так и техническую неисправность. Среди технических факторов было названо уменьшение эффективности сигнализации, из-за чего экипаж не смог среагировать на опасную ситуацию.

При участии Филиппа Алексенко

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
«АвтоВАЗ» запатентовал логотип электрической версии Lada Largus Авто, 14:32
Количество раненых при обстреле Белгородского района достигло четырех Политика, 14:29
Бах ответил на вопрос о возможном бойкот Россией Олимпиады Спорт, 14:21
Какие станции метро в Санкт-Петербурге самые глубокие Недвижимость, 14:20
Путин призвал ФСБ наказывать диверсантов без срока давности Политика, 14:18
Bloomberg узнал, что Трамп передумал идти на выборы в паре с Рамасвами Политика, 14:16
Китай призвал США прекратить «микрофонную дипломатию» по вооружениям Политика, 14:07
Второе дыхание: как правильно завершить карьеру
Подготовьтесь к переменам и выберите, что делать дальше, с новым интенсивом РБК Pro
Купить интенсив
МОК призвал спортсменов отказаться от участия в Играх дружбы в России Спорт, 14:04
В Минфине заявили о планах закрыть лазейки по неуплате НДФЛ Экономика, 13:59
Кадры ударов по диверсантам около границы России Политика, 13:59
Как стать спикером и продвигать бизнес, выступая на деловых мероприятиях Pro, 13:58
Вучич фразой «невероятно, на что я способен» ответил на данные о Кушнере Политика, 13:50
Бах заявил о растущей агрессии к МОК со стороны российского правительства Спорт, 13:49
Прокуратура Нидерландов ответила на вопрос об экстрадиции Промеса из ОАЭ Спорт, 13:46