Адвокат Сафронова заявил о запрете общаться с ним
Следственный комитет (СКР) допросил журналиста, советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, арестованного по обвинению в госизмене, в рамках дела о разглашении тайны следствия, по которому обвиняется его адвокат Иван Павлов. Это означает, что Сафронов не сможет общаться с защитником, поскольку Павлов не имеет права контактировать со свидетелями по своему делу. Об этом сообщается в Telegram-канале Павлова, который сейчас ведут его помощники. Сам Павлов лишен возможности пользоваться связью.
«На прошлой неделе Иван Сафронов был допрошен в качестве свидетеля по моему уголовному делу. Поскольку среди запретов, наложенных на меня в качестве меры пресечения Басманным судом, есть запрет общаться со свидетелями по моему уголовному делу, это значит, что общаться со своим подзащитным я теперь не могу. Вот такая состязательность и равноправие сторон», — говорится в сообщении.
По делу Сафронова работают еще несколько адвокатов: Евгений Смирнов, Дмитрий Катчев, Даниил Никифоров и Сергей Малюкин. Их не допрашивали по делу Павлова, отметил в разговоре с РБК Смирнов.
«Создавать потенциальный конфликт между обвиняемым и его защитником — давняя, с позволения сказать, следственная тактика», — сказал РБК защищающий Павлова адвокат Александр Мелешко, отказавшись от дальнейших комментариев из-за подписки о неразглашении.
Сотрудники ФСБ задержали Сафронова 7 июля 2020 года. Следственное управление ФСБ полагает, что журналист в период работы в «Коммерсанте» передавал спецслужбам Чехии данные о «военно-техническом сотрудничестве России с североафриканским государством и действиях российских вооруженных сил на Ближнем Востоке», говорил Павлов. По версии следствия, в 2012 году журналист был завербован чешской разведкой, а в 2017-м отправил своему контактному лицу секретные сведения, конечным получателем которых были США.
Агентом, с которым общался Сафронов, следствие считает бывшего журналиста газеты Lidové noviny Мартина Лариша. Он работал в России, затем вернулся на родину, где основал Информационное агентство анализа и профилактики безопасности, с которым Сафронов, по собственным словам, работал в качестве журналиста.
30 апреля, когда адвокат Павлов приехал в Москву на очередное заседание суда по мере пресечения Сафронова, сотрудники СКР и ФСБ пришли с обыском в его гостиничный номер. В тот же день ему предъявили обвинение в разглашении тайны следствия в связи с делом Сафронова, а суд наложил на него запрет пользоваться интернетом и средствами связи. Обвинение связано с двумя эпизодами: когда Павлов передал газете «Ведомости» постановление о привлечении Сафронова в качестве обвиняемого и когда он сообщил журналистам о появлении в деле показаний секретного свидетеля под псевдонимом Ландер. Сам адвокат назвал это «местью ФСБ за принципиальную позицию по целому ряду уголовных дел» и добавил, что при обыске у него изъяли полное досье защиты по делу Сафронова.
Дело в отношении Павлова возбудили на основании рапорта, который направил лично директор ФСБ Александр Бортников председателю СКР Александру Бастрыкину, сообщал его коллега Смирнов.
В июле адвокатское объединение «Команда 29», которое возглавлял Павлов, прекратило деятельность. Это произошло после блокировки его сайта и после того, как Минюст признал нежелательной организацией чешскую Společnost svobody informace, учредителем которой в 2015 году был Павлов. Кроме Сафронова, «Команда 29» представляла интересы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (признан иноагентом и экстремистской организацией, запрещен в России) и ряда обвиняемых по делам о госизмене и шпионаже.