Эксперты перечислили причины для турецкого удара по российскому самолету
Уровень недовольства турецких властей действиями России достиг критической точки к моменту инцидента, в результате которого был cбит российский самолет, пишет The New York Times (NYT), собравшая широкий спектр мнений аналитиков и экспертов.
Во-первых, Турция была вынуждена умерить свои амбиции по поводу свержения сирийского президента Башара Асада. В результате российского вмешательства задача Анкары сузилась до простого сохранения места за столом переговоров, чтобы хоть как-то отстоять свои интересы в будущей Сирии, считает аналитик Сонер Джагаптай, специализирующийся на Турции в Вашингтонском институте ближневосточной политики. Он пояснил, что для выполнения даже этой минимальной задачи Анкаре нужны подконтрольные ей повстанцы на территории Сирии.
В результате, сказал Джагаптай NYT, Турции пришлось занять в сирийском конфликте агрессивную позицию, чтобы помешать своим протеже утратить контролируемые ими территории на севере страны. Он добавил, что в этой ситуации российские бомбардировки протурецких повстанцев встревожили Анкару.
Джагаптай отметил, что российские бомбардировки создали внутриполитические проблемы для президента Турции Реджепа Эрдогана, так как в последние дни турецкая пресса активно освещала тяготы, с которыми столкнулись сирийские туркмены, этнически очень близкие туркам. Поэтому, сказал аналитик, правительство чувствовало себя обязанным предпринять какие-нибудь меры, чтобы помочь родственному народу.
Удары по туркменским позициям должны были стать основной темой переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым, пишет NYT. Встреча была намечена на среду, 25 ноября, но отменена, после того как турки сбили российский самолет. Выступая вечером во вторник, 24 ноября, Эрдоган сказал: «Мы решительно осуждаем нападения на районы, где живут баирбуджакские туркмены, у нас там есть родственники, наша родня».
Турецкий премьер Ахмет Давутоглу в среду заявил, что никто не имеет права оправдывать нападения на туркмен в Сирии борьбой с «Исламским государством» (террористической организацией, запрещенной в России). NYT подчеркнула, что поддержка сирийских туркмен имеет в Турции еще одно важное политическое измерение, так как партия Эрдогана на недавних выборах активно эксплуатировала лозунги пантюркизма и суннитского единства.
Такая тактика помогла исламистам из правящей Партии справедливости и развития победить на недавних парламентских выборах соперников из прокурдской и светской партий, отмечает газета, и теперь у Эрдогана появился шанс изменить Конституцию страны и превратить Турцию из парламентской республики в президентскую.
Еще одной причиной NYT называет территориальные претензии Сирии на турецкую провинцию Хатай, около границ которой был сбит российский самолет. Этот регион у побережья Средиземного моря населяют этнические турки и арабы, исповедующие как ислам, так и христианство.
По итогам Первой мировой войны, после распада Османской империи Хатай вошел в подмандатную Франции Сирию. В 1938 году местные турки провозгласили независимость провинции, а годом позже вошли в состав Турции. Сирия оспаривает юридическую законность этого территориального изменения, и, по словам специалиста по международным отношениям Босфорского университета в Стамбуле Алтая Атли, на сирийских картах Хатай показан как сирийская территория.
Кроме того, после отделения Хатая многие этнические турки остались по другую сторону границы в Сирии, что привело к разделению семей на десятки лет. В начале XXI века напряженность в этом вопросе стала спадать, пишет NYT, но вновь обострилась в последние годы, когда Турция стала призывать к свержению Асада.
Бывший американский посол в Турции Джеймс Джеффри, работающий ныне в Вашингтонском институте ближневосточной политики, допустил, что Россия, возможно, специально поощряла нарушения своими самолетами турецкого воздушного пространства над этой территорией, чтобы поддержать претензии Сирии на Хатай.
Замминистра обороны Турции Исмаил Демир заявил NYT о сбитом российском самолете: «Я лично ожидал чего-то подобного, потому что в последние месяцы было много аналогичных инцидентов». «Наши правила ведения боя очень ясны, и любая суверенная нация имеет право защищать свои границы», — добавил он.
Россия с конца сентября ведет в Сирии воздушную кампанию по просьбе правительства Башара Асада. 24 ноября в ходе выполнения боевого задания на севере Сирии у границ с Турцией турецкие истребители сбили российский бомбардировщик Су-24. Его пилот, так же как и морской пехотинец из спасательной группы, погиб. Штурману удалось выжить и вернуться на базу.
Турция заявила, что российский самолет нарушил ее воздушное пространство. В Москве утверждают, что Су-24 был атакован в 1 км от турецкой границы над сирийской территорией.