Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Балтиморе неизвестные расстреляли шестерых человек в жилом квартале Общество, 04:10 Эффективность немецкой вакцины от коронавируса CureVac составила 47% Общество, 03:57 Мосбиржа перезапустит торговлю иностранными акциями Финансы, 03:41 Минобороны подключит к интернету все российские военкоматы Общество, 03:41 Быстрое свидание с технологиями: как выбрать идеальный ноутбук РБК и ASUS, 03:28 Россия улучшила позицию в рейтинге устойчивых экономик SEDA Общество, 03:26 «С Данией шансов у нас мало». Реакция на победу сборной над Финляндией Спорт, 03:06 Врачи оценили риск ухудшения слуха из-за нового штамма коронавируса Общество, 03:01 В Берлине 60 полицейских были ранены во время столкновений с радикалами Общество, 02:53 Как менялось жилье военнослужащих в Российской Империи, СССР и России РБК и ПСБ, 02:33 Ректоры вузов Москвы предложили пускать на занятия только привившихся Общество, 02:21 Нуланд обсудит итоги саммита между Россией и США с представителями НАТО Политика, 02:16 В Москве на Лесной улице Bentley столкнулся с трамваем Общество, 01:55 Проценко ответил на слова о дефиците коек из-за COVID Общество, 01:35
Политика ,  
0 

Лидеры акции дальнобойщиков пообещали вывести на протесты 10 тыс. человек

В «марше дальнобойщиков» 27 марта примут участие от 10 тыс. до 20 тыс. человек, рассказали РБК в Объединении перевозчиков России. Однако большинство водителей большегрузов примут участие в «пассивной» забастовке — просто оставят машины вдоль дорог
Забастовка дальнобойщиков против системы «Платон» в Рязани. Февраль 2016 года
Забастовка дальнобойщиков против системы «Платон» в Рязани. Февраль 2016 года (Фото: Александр Рюмин / ТАСС)

Протест

Не менее 10 тыс. дальнобойщиков только от Объединения перевозчиков России (ОПР) примут участие в «пассивной» забастовке в понедельник, 27 марта, рассказали РБК представители ОПР Андрей Бажутин и Михаил Курбатов. Еще один источник в объединении заявил, что общее число участников достигнет 20 тыс.

Участники «пассивной» акции выстроят колонны из большегрузов вдоль дорог, уточнили они. «Основная задача стачки — это остановить грузопотоки, то есть останавливаем перевозки и начиная с понедельника выстраиваем колонны вдоль дорог в городах», — пояснил Бажутин.

Сторонников активных протестов среди участников стачки в разы меньше, отметил Курбатов. Они примут участие в митингах, однако точное число участников протеста определится на общей встрече, которая состоится 25 марта. «Понятно, что люди запуганы, они боятся громко заявить протест», — добавил член ОПР. Формы активных протестов, по его словам, участники стачки также обсудят на встрече.

Дальнобойщики требуют отмены или снижения тарифов системы «Платон», введенной в ноябре 2015 года. Согласно правилам владельцы грузовиков или фирмы-перевозчики, у которых есть машины грузоподъемностью более 12 т, должны компенсировать нанесенный большегрузами вред дорогам.

Раскол

В группах ОПР и других сторонников протеста в соцсетях клеймят «лжедальнобойщиков» — участников встречи с премьер-министром Дмитрием Медведевым 23 марта. С главой правительства встретились главы шести транспортных предприятий, рассказал РБК один из них, руководитель движения «12 тонн» Сергей Сапронов. По его словам, все они согласились с точкой зрения Медведева и выступили против стачки.

Сапронов назвал участников протеста провокаторами. Он напомнил о нашумевшем ролике, снятом активистом Александром Расторгуевым (Курбатов сообщил РБК, что к их организации он отношения не имеет). В нем автор сообщает, что 27 марта «ожидаются грозы, камнепады и всякие необычные природные условия», и призывает противников стачки, которых называет штрейкбрехерами, «не выезжать в этот день на линию».

По словам Сапронова, ему и другим представителям «мирных» дальнобойщиков не раз поступали угрозы из-за отказа участвовать в стачке. «В Дагестане был случай: машины грузились, а они записали их номера и в Сеть выбросили. Это разве честно?» — рассказал он РБК. По его мнению, к активному протесту присоединятся не более 50 водителей.

Курбатов, в свою очередь, заявил, что руководство ОПР «никогда никому не угрожало и провокаций не устраивало». «Эти люди, Сапронов и [президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир] Матягин, — лжедальнобойщики, они появились, когда Кремлю понадобились участники встреч с властями, — уточнил он. — У Матягина даже транспорта своего нет».

Акция протеста дальнобойщиков в Санкт-Петербурге. Февраль 2016 года
Акция протеста дальнобойщиков в Санкт-Петербурге. Февраль 2016 года (Фото: Евгений Степанов / Интерпресс / ТАСС)

«Весенняя сушка»

Ежегодно на дорогах России вводят весенние ограничения для большегрузных автомобилей из-за паводка. Это период, длящийся около месяца, во время которого для водителей-дальнобойщиков часть дорог закрывается для «весенней сушки».

Бессрочная акция дальнобойщиков может быть привязана именно к этому времени, рассказал РБК координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Из-за серьезных штрафов люди будут просто стоять, но свое стояние без работы они назовут забастовкой. То есть на любой припаркованный на обочине большегруз можно будет показать пальцем и сказать: вот забастовщики», — пояснил он.

Как и Сапронов, Войтко считает, что к протестующим присоединится «ничтожно малая часть дальнобойщиков от общего числа, в рамках статистической погрешности».

​Член ОПР Курбатов в разговоре с РБК опроверг это предположение. «Сроки «сушки» в каждом регионе разные, мы специально назначили акцию раньше, чем они начинаются, на конец марта, чтоб таких намеков не было», — пояснил он. По данным портала «Доринфо», который собрал информацию о сроках весенних ограничений в 2017 году, с периодом «сушки» акция дальнобойщиков совпадет в 14 из 61 учтенных в подборке регионах.

Встреча с Медведевым

22 марта шестеро представителей разных движений дальнобойщиков встретились с членами «Единой России», а на следующий день — с главой партии, премьер-министром Дмитрием Медведевым. Он был впечатлен аргументами участников дальнобойщиков, рассказывал РБК присутствовавший на встрече с премьером Матягин.

По окончании льготного периода 15 апреля 2017 года тариф «Платон» должен был вырасти вдвое, с 1,53 до 3,06 руб. за километр пути. Однако 24 марта Дмитрий Медведев принял решение повысить его только до 1,91 руб. Таким образом, речь идет о росте на 25%.

Министр транспорта Максим Соколов, также участвовавший во встрече, заявил, что решение о поднятии тарифа принято на «неопределенный срок». Источник РБК в «Единой России» рассказал, что одним из поводов внимания правительства к проблемам дальнобойщиков могла стать как раз планируемая всероссийская стачка 27 марта.

После введения «Платона» в 2015 году власти уже сталкивались со всероссийскими акциями протестов дальнобойщиков, в столице грузовики перекрывали МКАД. Власти тогда решили снизить темпы роста тарифов. В конце 2015 года протесты водителей фур поддержали 70% москвичей, подсчитывали в Левада-центре.