Президент Казахстана решил создать новый спецназ
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О создании командования сил специальных операций Вооруженных сил Республики Казахстан».
В связи с этим в стране изменяется формулировка должности главнокомандующего: теперь он будет главнокомандующим силами специальных операций, родами войск видов вооруженных сил. Контроль над армией по-прежнему сохраняется за президентом. В числе заместителей министра внутренних дел появится еще один, командующий силами специальных операций.
Из пяти пунктов в указе Токаева три находятся под грифами «секретно» или «для служебного пользования», их содержание публике не раскрыли.
«Важная миссия возлагается на создаваемое в соответствии с указом главы государства командование сил специальных операций. Предстоит в кратчайшие сроки принять все организационные меры и обеспечить готовность к выполнению специальных операций совместно с другими силовыми структурами», — цитирует Tengrinews заявление пресс-службы Токаева.
Кадровое обновление в составе командования сил правопорядка и спецслужб началось после столкновений, произошедших в стране в начале января. Указ о создании командования сил специальных операций, как следует из документа, был подписан президентом еще 19 января. В этот же день Токаев отправил в отставку министра обороны Казахстана Мурата Бектанова, а на его место назначил Руслана Жаксылыкова. До назначения Жаксылыков занимал пост замминистра внутренних дел — главнокомандующего Национальной гвардией.
Часть силовиков была напрямую обвинена властями в попытке захвата власти. Под следствием по делу о госизмене и попытке захвата власти находится экс-глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов. Аналогичные обвинения были предъявлены двум его заместителям, в том числе Ануару Садыкулову, командиру спецназа Комитета национальной безопасности (КНБ, службы спецназначения «А»).
11 января, после стабилизации ситуации, Токаев резко раскритиковал работу спецслужб Казахстана в условиях столкновений. «КНБ как уполномоченный орган не смог и не захотел дать четкую оценку этой подрывной работе. Не разглядел критическую угрозу национальной безопасности», — заявил он. По словам Токаева, в рядах спецслужбы «не все проявили верность своему долгу», а в ряде городов руководители КНБ, не вступая в бой, покинули здания, оставив там оружие и секретную документацию.