Кремлевские эксперты назвали лучшего российского законотворца
Близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ, руководитель — бывший замначальника внутриполитического управления президентской администрации Дмитрий Бадовский) в третий раз подготовил «рейтинг законотворцев», он составлен по итогам работы депутатов Госдумы во втором полугодии 2015 года. Исследование учитывает количество внесенных депутатом законопроектов, результативность (приняты ли законы парламентом) и степень их социальной значимости. ИСЭПИ анализирует законотворческую активность депутатов в преддверии выборов в Госдуму, этот показатель может быть важен для партий при составлении списков, сказал РБК Бадовский.
Больше законов — ниже качество
Подготовка к выборам серьезно отразилась на законодательной работе, написано в исследовании. Причем она привела к тому, что меньше депутатов стали вносить законы, а их качество снизилось. Во втором полугодии авторами законопроектов на стадии внесения выступили всего 240 депутатов (около 53% от общего состава). В первом полугодии показатель был выше — активность проявляли 65% парламентариев. Эксперты ИСЭПИ объясняют это тем, что многие депутаты, которые могут избираться в одномандатных округах, решили сосредоточиться на работе не в Думе, а на своих территориях. Кроме этого представители «Единой России» сосредоточились на подготовке к праймериз и в меньшей степени рассматривают нижнюю палату как трибуну для выборов, утверждают авторы. Оппозиционные партии, в свою очередь, определились со своими ключевыми спикерами в предвыборный период, и теперь только они в основном вносят законопроекты.
19% от внесенных законопроектов были отозваны авторами или возвращены им из-за несоответствия регламенту. В прошлом полугодии таких было 15%, а осенью 2014 года — всего 6%. Депутаты вносят заведомо непроходные законы для партийного пиара, пишут авторы исследования. Но в целом они стали вносить больше законов: 350 за вторую половину 2015 года против 333 год назад.
Парламентарии стали реже принимать законы голосами всех фракций. «Осенью 2015 года доля консолидированного голосования в первом и третьем чтениях уменьшилась в среднем с 71 до 56%, а в решающем втором чтении — с 40 до 31%. Чаще всего это связано с критической позицией КПРФ. Партия таким образом занимает нишу главной оппозиции по отношению к правящей партии и одновременно пытается обособиться от конкурентов на протестном поле — «Справедливой России» и ЛДПР», — делают вывод эксперты.
Эсэры и единороссы впереди
По сравнению с предыдущим рейтингом первая тройка лидеров законотворцев заметно обновилась. Первое место впервые занял представитель парламентской оппозиции — лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Осенью он внес 37 законов, 23 его идеи, внесенные в разное время, были рассмотрены Думой. Результат — три закона приняты в целом, остальные отклонены, отозваны или возвращены. При этом большинство законопроектов Миронова касались социальных вопросов: восемь были по теме ЖКХ и капремонта, шесть касались соцподдержки, а пять — образования.
На втором месте председатель бюджетного комитета, единоросс Андрей Макаров. Шесть его законов приняты Думой в целом или в первом чтении (но он внес в первом полугодии на порядок меньше законов, чем Миронов, — только три). Все они касаются поддержки экономики, бюджета и социальной темы. На третьем месте еще один представитель «Справедливой России» — Михаил Емельянов. Он внес 21 закон, 16 Дума рассмотрела и три из них так или иначе поддержала. Его темы тоже были в основном социальными.
Прошлый рейтинг возглавлял Макаров, второе место занимал тогда еще глава комитета по здравоохранению Сергей Калашников из ЛДПР (перешел в Совет Федерации), а на третьем был председатель комитета по гражданскому и уголовному законодательству единоросс Павел Крашенинников. В тройку лидеров позапрошлого рейтинга входили председатель комитета по безопасности Ирина Яровая, курирующий Крым в «Единой России» Глеб Хор и зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн.
Сейчас Яровая на 22-м месте, ее активность заметно снизилась, констатируют авторы исследования. Другие видные единороссы заняли более высокие позиции. Лидер фракции Владимир Васильев — четвертый, председатель совета сторонников и глава комитета по труду и соцполитике Ольга Баталина — девятая, секретарь генсовета Сергей Неверов — 12-й.
В целом в первую десятку вошли только единороссы и эсэры (семеро и трое, соответственно). В топ-50 представителей «Справедливой России» тоже много — 10 человек. Например, Галина Хованская занимает 11-е место, Александр Ломакин-Румянцев — 13-е, а Николай Левичев — 14-е. «Справедливая Россия» эффективнее остальных оппозиционных фракций использует думскую площадку для программно-политического позиционирования, считают авторы исследования.
Коммунисты позади
Среди других партий выше всех замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов — он на 15-м месте. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев на 23-м месте.
Среди коммунистов первый Вадим Соловьев — он лишь на 32-м месте. Всего в топ-50 рейтинга только шесть коммунистов. «Отставание коммунистов от конкурентов по набранным баллам объясняется тем, что КПРФ осенью взяла курс на открытое противостояние «Единой России» и другим партиям парламентской оппозиции, поставив во главу угла не результативность законотворческой работы, а донесение до избирателей яркой «альтернативной» позиции», — критикуют коммунистов кремлевские эксперты в своем исследовании.
КПРФ ярче представляет левый фланг и вносит гораздо более актуальные законопроекты, чем эсэры, не соглашается депутат от Компартии Александр Ющенко. «Если судить по тому, чьи законопроекты самые проходные, то тогда на первом месте должна быть администрация президента с единороссами», — иронизирует он.
Выход Миронова на первое место среди законодателей удивителен, потому что в основном «проходные» законы вносят единороссы, говорит Ярослав Нилов. «Нужно смотреть методологию, но, возможно, здесь играет роль то, что у авторов есть желание подчеркнуть особую роль Миронова в «Справедливой России», поднять рейтинг перед выборами», — рассуждает Нилов.