США и Венесуэла начали глушить сигналы GPS в Карибском бассейне
На фоне обострения противостояния между США и Венесуэлой военные обеих стран начали глушить сигналы GPS в Карибском бассейне на случай потенциальных ударов, пишет The New York Times. Это повышает риск столкновений в воздушном и морском пространствах региона.
Согласно анализу данных, предоставленных Стэнфордским университетом и американским чиновником, по меньшей мере некоторые из американских военных кораблей, развернутых в Карибском регионе в последние месяцы, подавляют сигналы GPS. Администрация Дональда Трампа оправдывает нахождение этих кораблей, в том числе авианосца USS Gerald R. Ford, борьбой с контрабандой наркотиков из Венесуэлы в Соединенные Штаты.
Согласно анализу спутниковых данных компании Spire Global, венесуэльские вооруженные силы из-за действий США заглушили сигналы GPS вокруг ключевых объектов инфраструктуры страны, включая военные базы, нефтеперерабатывающие заводы и электростанции.
«Это носит оборонительный характер», — считает Логан Скотт, эксперт по радиочастотам, который в 1980-х годах помогал создавать первые в мире цифровые GPS-приемники. «У вас есть военная база, и вы хотите не допустить к ней проникновения дронов и прочего», — пояснил он.
По его словам, тактика, применяемая обеими странами, усиливает дальность и интенсивность помех. «Единственная разница заключается в том, по какую сторону линии фронта вы находитесь», — отметил Скотт.
Милитаризация региона на фоне противостояния США и Венесуэлы приводит к деградации важнейших коммуникационных технологий, которые управляют такими устройствами, как мобильные телефоны и навигационные системы судов, пишет газета.
«Неважно, кто создает помехи — США или венесуэльские силы: вы же не хотите, чтобы самолет туда заходил», — заметил бывший глава Космического командования ВВС США генерал Уилли Шелтон.
Южное командование США, курирующее развертывание военных в Карибском регионе, заявило в ответ на запрос NYT: «Мы не комментируем спекулятивные сообщения или неподтвержденные сведения».
«Наши военно-морские силы США продолжают проводить операции в международных водах в соответствии с международным правом, уделяя особое внимание борьбе с наркотиками совместно с региональными партнерами», — добавил представитель командования.
По данным лаборатории GPS Стэнфордского университета, как минимум каждый пятый рейс в Карибском бассейне с начала сентября сталкивался с проблемами GPS-навигации. Один из самолетов JetBlue, выполнявший рейс из Кюрасао в Нью-Йорк, сообщил, что едва не столкнулся с американским военным самолетом вскоре после взлета 12 декабря. Пилот JetBlue доложил диспетчерской службе, что последний не передавал информацию о своем местоположении, находясь на их траектории полета.
15 ноября экипаж нефтяного танкера, вышедшего из Венесуэлы, сообщил Береговой охране США, что GPS-трекеры не работали в течение четырех часов, они полагают, что сигнал «был заглушен», следует из отчета Береговой охраны. Несколько недель спустя круизный лайнер, проходивший мимо острова Аруба, внезапно «начал получать различные сигналы тревоги от датчиков» и был вынужден в течение трех часов ориентироваться по картам.
Анализ переговоров диспетчеров, проведенный New York Times, показал, что по меньшей мере пять коммерческих самолетов потеряли связь GPS во время полетов вблизи Тринидада и Тобаго 10 декабря. Согласно данным Стэнфордского университета и компании Spire, Тринидад и Тобаго, близкий союзник США, в последние месяцы размещал на своей территории американские корабли и технику, что совпало с резким увеличением помех GPS в территориальных водах страны.
«У нас пропал GPS-сигнал», — сообщил пилот рейса авиакомпании Copa Airlines, базирующейся в Панаме, утром 10 декабря. Он спросил авиадиспетчера, виден ли самолет на экранах радаров. «Компания Copa принимает все необходимые меры предосторожности и находится в тесном контакте со всеми соответствующими авиационными властями», — заявил генеральный директор перевозчика Педро Хейлброн в электронном письме в ответ на запрос газеты.
В тот же день пилот другого коммерческого рейса, выполняемого компанией Caribbean Airlines, доложил авиадиспетчеру, что его навигационные системы заглушаются, после чего попросил направить его в Тринидад.
В конце ноября Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выпустило предупреждение для всех воздушных судов, выполняющих полеты в главный аэропорт Венесуэлы в связи с «ухудшением ситуации с безопасностью и усилением военной активности». Неделю спустя Трамп заявил, что воздушное пространство над Венесуэлой и вокруг нее полностью закрыто. Это наряду с помехами привело к тому, что большинство иностранных авиакомпаний отменили рейсы в страну, пишет NYT.
Читайте РБК в Telegram.