Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Шлепанцы, бургер, тушь: что мешает людям водить машину Партнерский проект, 11:23
Медведев ответил на призывы создать трибунал над Россией фразой из Библии Политика, 11:21
Как оценить и повысить рентабельность продаж Pro, 11:19
Боррель отверг планы ЕС воевать с Россией Политика, 11:14
Латыш Калниньш проигнорировал запрет на работу в России и вернулся в КХЛ Спорт, 11:09
«Аэрофлот» возобновит полеты в Бодрум и Даламан из Москвы Общество, 11:07
«Будильник» для водителя: решение проблемы усталости за рулем Партнерский проект, 11:00
Резкий рост объемов торгов юанем. С чем он связан и как скажется на рубле Pro, 11:00
Аналитики отметили почти двукратное падение спроса на новостройки за год Недвижимость, 10:57
Алишер Усманов отозвал иск о разводе с Ириной Винер Политика, 10:50
Сергей Карякин заявил об упадке российских шахмат Спорт, 10:46
«Тинькофф» приостановил исходящие SWIFT-переводы в валюте до октября Финансы, 10:44
Вертолет Robinson совершил жесткую посадку в Якутии Общество, 10:43
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 10:37
Политика ,  
0 

Минюст внес телеканал «Дождь» и «Важные истории» в список иноагентов

Также в список Минюста попали главред «Важных историй» Роман Анин и журналисты-расследователи Олеся Шмагун и Роман Шлейнов. Издания заявили, что никогда не осуществляли деятельность иноагентов
Фото: Алексей Абанин / «Дождь»
Фото: Алексей Абанин / «Дождь»

Телеканал «Дождь» и юрлицо издания «Важные истории» Istories fonds, зарегистрированное в Латвии, признаны иноагентами. В пятницу их названия появились в списке СМИ-иноагентов Минюста.

Также в список попал главред «Важных историй» Роман Анин, редакторы издания Роман Шлейнов и Олеся Шмагун, журналисты Дмитрий Великовский, Ирина Долинина, Алеся Мароховская.

РБК направил запрос в пресс-службу Минюста.

Обновление списка СМИ-иноагентов Минюста произошло сразу же после завершения совместной пресс-конференции президента Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель.

Реакция на объявление иноагентом

Главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко сообщил РБК, что канал не уведомляли о внесении в список иноагентов. «Телеканал «Дождь» не является иностранным агентом или каким-то еще агентом, — заявил он. — Телеканал «Дождь» — это профессионально, абсолютно в соответствии с российским законодательством на протяжении 11 лет функционирующее средство массовой информации. Это решение вызывает как минимум удивление, а как максимум огромное количество вопросов к его законности и соответствию здравому смыслу».

Минюст включил The Insider и пятерых журналистов в список иноагентов
Политика
Фото:Александр Щербак / ТАСС

Pro
Фото: Shutterstock Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов
Pro
Фото: Shutterstock Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу
Pro
Пожизненный наем: как изменились трудовые династии с советских времен
Pro
Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас
Pro
Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел
Pro
Фото: Kevin Dietsch / Getty Images Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффет
Pro
Фото: Shutterstock Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке
Pro
Фото: Shutterstock Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Дзядко также добавил, что решение Минюста «не имеет ничего общего ни с законом, ни со здравым смыслом». Телеканал будет его обжаловать.

В ответ на вопрос о том, будет ли канал маркировать контент, главред «Дождя» сказал, что редакции надо разобраться в том, что происходит, и понять, как реагировать на ситуацию.

Сколько «Дождь» зарабатывает на рекламе и других услугах

На вопрос, есть ли у канала какие-то опасения по поводу негативной реакции рекламодателей на новый статус СМИ, Дзядко пояснил, что пока в компании об этом не задумывались. «Мы к этому не готовились, у нас не было времени об этом задумываться. Никаких оснований, причин у нас к этому процессу не было», — сказал он.

На рекламе и продаже подписок ООО «Телеканал «Дождь», как указано в его отчетности, в 2020 году заработал более 247 млн руб., но эти доходы не покрывали всех затрат на работу редакции. Убыток от продаж равнялся 17 млн руб. Зато прибыльным для «Дождя» была дистрибуция контента и продажа прав: при почти 91 млн руб доходе от этой деятельности прибыль составила почти 52 млн руб.

Путин ввел штрафы для СМИ за публикации иноагентов без указания статуса
Политика
Владимир Путин

В целом в 2020 году выручка по РСБУ ООО «Телеканал «Дождь» равнялась 342 млн руб., что на 10% меньше, чем в 2019-м. Прибыль от основной деятельности составила 36 млн руб., что почти в 3,5 раза больше, чем годом ранее, чистая прибыль — 13,7 млн руб. (почти в полтора раза меньше, чем в 2019-м).

О каких-либо поступлениях от иностранных лиц ООО «Телеканал «Дождь» в своей отчетности не упоминает. Зато в прошлом году СМИ получило почти 5 млн руб. субсидии из федерального бюджета как малое и среднее предприятие, которое ведет свой бизнес в отрасли, наиболее пострадавшей из-за пандемии коронавируса.

Телеканал «Дождь», по данным Медиалогии, по результатам июля 2021 года был самым цитируемым российским телеканалом в соцмедиа с показателем гиперссылок 457 498. Он также занял 8-ое место в топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов в СМИ с индексом цитируемости 225,57, опередив, в частности, НТВ (206,12) и ОТР (134,47).

В 2020 году в топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов в СМИ «Дождь» занял 9-ое место по итогам года (ИЦ — 2 049,95). По гиперссылкам в соцмедиа за аналогичный период он на втором месте (показатель 5 108 018) и уступает только РЕН ТВ (5 820 714).

Реакция «Важных история» на объявление иноагентом

После объявления иноагентом «Важные истории» сообщили в Telegram, что никогда не скрывали иностранную регистрацию издания. «Сделали мы это для того, чтобы быть свободными», — пояснили в редакции. Там пообещали продолжать работу и анонсировали выход нового расследования.

Журналист издания Дмитрий Великовский в разговоре с РБК назвал происходящее «скоординированной массовой атакой на СМИ, которые представляют из себя что-то нелизоблюдское и говорят о том, что в королевстве все не идеально». «Это выкорчевывание всего живого, того, что могло бы дать голос людям, оказавшимся в трудном положении», — отметил он.

Минюст включил восемь журналистов в список иноагентов
Общество
Юлия Ярош

Великовский также заявил, что статус нежелательной организации или иноагента присваивают СМИ, которые борются с коррупцией, загоняя их, таким образом, «под ковер».

В июле экс-член ОНК Александр Ионов сообщил, что будет добиваться признания «Важных историй» иноагентом. Он также направил жалобу на издание в Генпрокуратуру, Минюст и Роскомнадзор. Ранее по жалобе Ионова СМИ-иноагентом была признана «Медуза».

В апреле сотрудники ФСБ провели у Романа Анина обыск. У журналиста изъяли телефоны, компьютеры, флэш-карты, документы. После этого его отвезли в СК и допросили в качестве свидетеля по уголовному делу о нарушении неприкосновенности частной жизни с использованием служебного положения.

Дело было возбуждено еще в 2016 году после того, как Анин опубликовал в «Новой газете» статью, в которой написал, что на тот момент жена главы «Роснефти» Игоря Сечина Ольга отдыхала на яхте St. Princess Olga. В «Роснефти» сочли статью заказной.


Чем СМИ грозит признание иноагентами

Телеканал, включенный в реестр СМИ-иноагентов, должен будет маркировать свои материалы, как и любое другое СМИ из перечня Минюста, рассказал РБК юрист Максим Оленичев. По его словам, перед каждой передачей телеканал должен будет публиковать текстовый дисклеймер в центре экрана минимум на 15 секунд. Более того, текст должен занимать не менее 20% площади картинки.

СМИ-иноагент также представляет в Минюст отчетность о финансировании. По словам Оленичева, за нарушение требований предусмотрена административная ответственность. За первое нарушение последует штраф размером в 500 тыс. руб., за повторное — миллион.

Если после первого же штрафа СМИ-иноагент не устранит нарушение на сайте, то Роскомнадзор может сразу заблокировать сайт целиком, отметил управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. Частичная блокировка не предусмотрена.

Кроме того, есть риск быть оштрафованным за отсутствие дисклеймера в публикации, которая была размещена на сайте еще до признания иностранным агентом. «Для снижения рисков им нужно будет промаркировать все старые материалы на сайте, поскольку в практике публикацию информации в последнее время все чаще считают длящимся нарушением», — заключил он.

Авторы
Теги