В Минобороны России информацию о строительстве базы опровергают. «Никаких планов развертывания на территории Сирии новых российских военных баз нет», — говорится в заявлении министерства.
Речь идет не о строительстве базы, а об организации учебного центра по подготовке курдских подразделений народной самообороны, пояснил РБК полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Инструкторами будут российские военные-контрактники, которые займутся индивидуальной подготовкой, а также подготовкой специалистов, которые будут работать с тяжелыми образцами вооружения, добавил военный эксперт. По его словам, для того чтобы открыть такой центр, нет необходимости строить специальное здание. «Ведь в основном это будут курсы полевой выучки, также оборудуются мишенные поля, трассы автодромов», — рассказал Мураховский.
Строительство учебного центра выгодно с военной и политической точек зрения, отметил военный эксперт. «В этом регионе сталкиваются интересы туркоманских формирований и эфринских курдов. Рядом расположена провинция Идлиб, занятая значительной частью радикальных исламистов, которую со временем придется ликвидировать, подытожил Мураховский.
Сейчас в Сирии находятся две военные базы России: на аэрдороме Хмеймим в провинции Латакия и пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе.
Роль курдов
Под контролем YPG находятся территории на севере-востоке и северо-западе Сирии, где они ведут борьбу против террористических группировок. В последние недели отряды проводят наступление на Ракку — «сирийскую столицу» запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Поддержку курдским отрядам оказывают американские военные советники, США также поставляют курдам оружие и бронетехнику.
Соединению двух курдских анклавов на севере Сирии препятствуют военные Турции и силы оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА), которые с августа прошлого года проводят на севере страны операцию «Щит Евфрата». Заявленная турецкими властями цель операции — обеспечить безопасность вдоль сирийско-турецкой границы и зачистить приграничные территории от экстремистов ИГИЛ, а также от курдских вооруженных отрядов YPG, которые, по мнению Анкары, являются боевым крылом запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана.
После того как силы, участвующие в операции «Щит Евфрата», выбили боевиков ИГИЛ из города Эль-Баба (последний оплот террористов на севере Сирии), ССА под руководством турецких военных выдвинулась в сторону города Манбиджа, который находится под контролем курдских отрядов. Для того чтобы предотвратить возможные столкновения курдов с протурецкими формированиями, 2 марта по согласованию с Москвой сирийские курды передали под контроль правительственной армии освобожденные ими от террористов ИГИЛ территории на линии соприкосновения с турецкой армией к западу от города Манбиджа, расположенного на северо-востоке провинции Алеппо. Тем самым была создана буферная зона между курдскими бойцами и Свободной сирийской армией.
Если такая база появится, это будет негативно воспринято Турцией, указывает российский эксперт Владимир Евсеев. Заявление о создании базы — это элемент торга со стороны курдов, они «зондируют» Россию и Турцию и заинтересованы в ухудшении российско-турецких отношений; курды заинтересованы в том, чтобы Турция ушла с севера Сирии и курдские анклавы смогли соединиться, говорит Евсеев.
Авторы
Анжелика Басисини, Инна Сидоркова, Анна Бойцова