Минск не нашел в отчете ИКАО подтверждения перехвата борта с Протасевичем
Департамент по авиации Белоруссии получил окончательный отчет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по расследованию обстоятельств посадки в минском аэропорту самолета Ryanair с бывшим главредом Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем на борту. Об этом заявил глава департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций республики Артем Сикорский, передает БелТА. По словам Сикорского, из отчета следует, что группа ИКАО по установлению фактов «приняла доказательства белорусской стороны о том, что перехвата, принуждения к посадке либо изменения маршрута самолета Ryanair со стороны Белоруссии не было».
«Мы сейчас внимательно анализируем все элементы этого доклада, выявляем неточности, требующие корректировки», — сказал он.
Накануне ИКАО сообщила, что завершила подготовку документа и предоставила его всем 193 странам — членам организации. Отчет подготовила специальная группа по расследованию фактов, в которую входят эксперты в области авиационной безопасности, эксплуатации воздушных судов, аэронавигации и международного воздушного права. Содержание документа в ИКАО не раскрыли, но сообщили, что выводы из него рассмотрят на заседании 31 января.
Самолет, на борту которого был Протасевич, основатель Nexta, 23 мая 2021 года летел из Афин в Вильнюс. Как утверждают в Минске, когда лайнер пролетал над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании, поэтому диспетчеры дали указание экстренно посадить борт в белорусском аэропорту. В Минобороны сообщили, что для сопровождения лайнера был поднят истребитель МиГ-29.
Впоследствии сообщение о бомбе в самолете не подтвердилось, а Протасевича сняли с рейса, задержали и арестовали (Минск обвиняет его в организации массовых беспорядков). Страны Запада уверены, что белорусские власти перехватили самолет с этой целью и вынудили лайнер приземлиться в аэропорту Минска. После происшествия несколько государств объявили о приостановке авиасообщения с Белоруссией, против республики были введены санкции.
В декабре The New York Times сообщила, что диспетчер, дежуривший в аэропорту Минска в момент происшествия с самолетом Ryanair, бежал из Белоруссии в Польшу и рассказал правоохранительным органам этой страны, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной. Экстренную посадку самолета он назвал операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой.
Несколько дней спустя Варшава обнародовала аудиозапись переговоров диспетчера и пилота лайнера Ryanair, на которой слышно, как сотрудника аэропорта консультирует по-русски третий человек. В Польше заявили, что это был сотрудник КГБ. Однако в Белоруссии утверждают, что это голос руководителя полетов Минского районного диспетчерского центра Евгения Цыганова. Белорусские следователи заявили, что в записи, предоставленной Польшей, есть признаки монтажа.
18 января выдержки из отчета ИКАО опубликовала «Новая газета». По данным издания, в нем говорится, что показания белорусских властей о времени получения анонимного письма о бомбе на борту Ryanair, из-за которого была совершена посадка, не соответствуют действительности. Также, следует из отчета, Минск нарушил многие стандартные процедуры: в частности, в аэропорту предписали одному из членов экипажа Ryanair остаться на борту на время обыска самолета, хотя при угрозе взрыва лайнер должны покинуть все.