Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Овечкин объявил об открытии сайта движения Putin Team 03:33, Политика Король Бельгии рассказал Порошенко о своей поездке в Киев в 1990 году 02:49, Политика Минздрав предложил отказывать пьяным в продаже алкоголя 02:47, Общество Жириновский в случае избрания президентом пообещал доллар по 60 копеек 02:23, Политика Минобороны отчиталось об успешном испытании новой противоракеты 02:06, Общество Российские ВКС за неделю уничтожили свыше 1300 объектов боевиков в Сирии 01:54, Политика Пересчет денег полковника Захарченко занял у РБК более полутора суток 01:09, Общество СМИ опубликовали видео прибытия Плотницкого в Москву 01:04, Политика Учи язык и путешествуй: где побывать в Великобритании 00:40, Спецпроект РБК Суд обязали рассмотреть жалобу защиты Навального на бездействие следствия 00:24, Политика Стрелок из Лас-Вегаса во время атаки сделал 1100 выстрелов 00:18, Общество Эксперты Кудрина не увидели у правительства программы развития страны 00:02, Политика «Голос» нашел общих спонсоров у кандидатов-единороссов и их противников 00:01, Политика Форум ОНФ сменит формат перед выборами президента 00:01, Политика Стало известно место похорон актера Николая Годовикова 23 ноя, 23:41, Общество Футболиста сборной Бразилии осудили на девять лет за изнасилование 23 ноя, 23:39, Общество В Москве на станции метро «Проспект Вернадского» произошло задымление 23 ноя, 23:21, Общество Центр им. Блохина ответил на обвинения прокуратуры в поборах с пациентов 23 ноя, 23:13, Общество «Локомотив» одержал вторую победу в Лиге Европы 23 ноя, 23:05, Спорт Легионер «Зенита» возглавил список лучших бомбардиров Лиги Европы 23 ноя, 23:01, Спорт Хотин оспорит решение суда по иску Альфа-банка на $700 млн 23 ноя, 23:00, Бизнес Минобороны допустило создание спецбанка для гособоронзаказа до конца года 23 ноя, 22:36, Политика В Думу внесли закон о тюремных сроках для «телефонных минеров» до 10 лет 23 ноя, 22:04, Политика Прилепин рассказал о встрече с Плотницким в летевшем в Москву самолете 23 ноя, 21:58, Политика Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по ИГ в Дейр-эз-Зоре 23 ноя, 21:55, Политика После перестрелки в Дагестане задержали шесть человек 23 ноя, 21:33, Общество ЮниКредит Банк будет самостоятельно оценивать кредитные риски 23 ноя, 21:31, Финансы Спорят с «тройкой»: с какими трудностями столкнулся план по Сирии 23 ноя, 21:21, Политика
Совфед внес «Радио Свобода» и CNN в список потенциально нежелательных СМИ
Политика, 17 окт, 19:03
0
Совфед внес «Радио Свобода» и CNN в список потенциально нежелательных СМИ
«Голос Америки», «Радио Свобода» и CNN попали в перечень СМИ, работа которых в России может быть ограничена. Список составила комиссия Совфеда по защите госсуверенитета. В нем не более пяти медиа, рассказали источники РБК
Фото: David Goldman / AP

Комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние российские дела составила список СМИ, деятельность которых может быть ограничена на территории России. В этот перечень попали CNN, «Голос Америки» и «Радио Свобода», а всего в списке не более пяти СМИ, заявил РБК источник в аппарате Совфеда и подтвердил один из членов комиссии. Чтобы пересчитать массмедиа с иностранным финансированием, которые могут попасть в черный список, «хватит пальцев одной руки», сказал РБК председатель комиссии Андрей Климов.

Как утверждают в сенате, список «нежелательных» СМИ сенаторы составляют, основываясь на рекомендациях Министерства юстиции, Министерства иностранных дел, Роскомнадзора и Генпрокуратуры. В перечень попали медиа, которые «получают деньги из-за рубежа» и «вмешиваются в российскую внутреннюю политику», сообщил РБК член комиссии по защите госсуверенитета Олег Морозов.

РБК направил запросы CNN, «Голосу Америки» и «Радио Свобода», на момент публикации CNN и «Голос Америки» не ответили на них. Собеседник РБК в редакции «Голоса Америки» сказал, что «разговоры о включении в черные списки идут давно». Директор русской службы «Радио Свобода» Андрей Шарый заявил РБК, что конкретной информации о включении его СМИ в список потенциально нежелательных у него нет. На прошлой неделе «Радио Свобода» получило официальное предупреждение от Роскомнадзора о том, что его деятельность на территории России может быть ограничена в связи с законом об иностранных агентах, уточнил он. «Никаких дальнейших разъяснений не было, мы работаем в обычном режиме», — добавил Шарый.

Против фигурантов списка будут приняты те же меры, которые в США применяются против телеканала Russia Today (RT) и радио Sputnik, подчеркнул Морозов. «Если ограничат сигнал [RT] — мы ограничим тоже [сигнал иностранных СМИ в России], если разорвут уже заключенные договоры с теми интернет-ресурсами, которые предоставляют площадку для RT, — значит, аналогичные меры будут приняты в России. Возьмут под контроль персональные данные сотрудников — мы возьмем под контроль персональные данные сотрудников соответствующих иностранных СМИ», — рассуждает сенатор.

Его коллега Климов подтвердил, что все действия российских властей «будут соразмерными» действиям американской стороны. «Мы все высчитываем, чтобы нас никто не заподозрил в какой-то гонке [с Минюстом США]», — уверил Морозов.

Что случилось с RT

В начале сентября Минюст США направил компании, обслуживающей телеканал RT America в США, письмо с требованием зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Главред RT Маргарита Симоньян на заседании комиссии по защите госсуверенитета сказала, что из американского филиала телеканала начали массово увольняться сотрудники. Симоньян тогда заявила РБК, что «ответные меры России [на это решение] будут такими же».

Из открытых источников известно, что в округе Колумбия зарегистрирована RTTV America Inc., руководит которой Алекс Язловский. В 2014 году власти США обвинили его в налоговых махинациях. В RT тогда назвали RTTV America Inc. одним из контрагентов канала и пообещали расторгнуть с ним контракт. По состоянию на 17 октября 2017 года ни одна компания, связанная с RT, в реестре иностранных агентов не значится.

RT и Sputnik не раз подвергались критике западных СМИ, в частности The Washington Post, The Wall Street Journal и The New York Times, которые называли российские СМИ инструментами кремлевской пропаганды.

Фото: Константин Чалабов / ТАСС

В начале октября официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что если давление США на RT продолжится, то ведомство примет ответные меры против американских СМИ. 9 октября российский Минюст направил ряду американских СМИ, работающих на территории России, предупреждение о расширении списка иностранных агентов. Телеканал «Настоящее время» и «Радио Свобода» подтвердили получение таких предупреждений.

Пока неясно, будут ли парламентарии разрабатывать специальное законодательство для ограничения деятельности СМИ с иностранным капиталом на территории России. По словам Морозова, ответить на вопрос о том, необходимы ли новые законы, должны консультанты комиссии из министерств, Генпрокуратуры и Роскомнадзора.

Факт вмешательства иностранных СМИ в российскую внутреннюю политику комиссия будет оценивать по аналогии с решениями американских властей о деятельности RT и Sputnik, утверждает Климов. В этом случае вмешательством может считаться в том числе выступления в СМИ представителей оппозиции и кандидатов на выборах, которые «ругают российскую власть», считает Морозов. ​«[RT] дали микрофон тем кандидатам, которые не выступали в национальных американских СМИ, — пояснил сенатор. — [Наши американские партнеры] предоставляют площадку для оппозиции, дают им возможность участвовать в избирательной кампании. А давайте мы это оценим как вмешательство [в российские выборы]?»

Комиссия по защите госсуверенитета была создана в Совфеде в середине июня текущего года. Ее цель — мониторинг вмешательства иностранных государств и международных организаций «в политическую, экономическую, культурную и гуманитарную сферы деятельности в России». Ранее Климов в ходе одного из заседаний комиссии предложил разрешить Минюсту проверять на иностранное финансирование любые СМИ, которые агитируют за кандидатов на выборах.

В сентябре Климов заявил, что комиссия обнаружила факты вмешательства США в российские выборы, которые состоялись 10 сентября. После этого председатель Совфеда Валентина Матвиенко сообщила, что есть и угроза вмешательства в назначенные на 18 марта 2018 года президентские выборы в России.

CNN, «Голос Америки» и «Радио Свобода» в России

В России свидетельство о регистрации СМИ имеет телеканал CNN International. До декабря 2015 года владельцем CNN International была американская Turner Broadcasting Systems. Но из-за законодательных ограничений, не разрешающих с 2016 года иностранцам владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ, Turner Broadcasting Systems передала все свои телеканалы в России компании «Медиа Альянс» — СП Национальной медиа группы (80%) и американской Discovery Communications (20%).

Интерес российских зрителей к CNN International невысок, свидетельствуют данные Mediascope. За девять месяцев 2017 года ежедневная аудитория этого телеканала составляла всего 45 тыс. человек старше четырех лет в крупных городах. Для сравнения: аналогичный показатель государственного канала «Россия 24» — 10,1 млн, «Дождя» — 115 тыс. человек.

«Голос Америки» и «Радио Свобода» как СМИ в Роскомнадзоре не зарегистрированы, соответственно нормы закона «О СМИ» на них не распространяются. Как радиостанция в России сейчас продолжает вещать только «Свобода»: на ее сайте указано, что ее программы транслируются из Литвы восемь с половиной часов в сутки на средних волнах.

Ежедневная аудитория сайта svoboda.org, по данным Mediascope, варьируется в зависимости от месяца от 42,2 тыс. до 109 тыс. россиян в возрасте от 12 до 64 лет.

Ежедневная аудитория сайта golos-ameriki.ru настолько мала, что подсчитать ее корректно не представляется возможным.