Глава Госсовета Татарстана заявил о не попавшей в Конституцию поправке
Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин во время пресс-конференции, посвященной работе республиканского парламента в первом полугодии 2020 года, выразил обеспокоенность по поводу того, что статус конституционных и уставных судов российских субъектов так и не был закреплен в Конституции страны.
«Меня беспокоит, как и многих, что нам не удалось добиться, чтобы конституционный суд субъекта попал в Конституцию [России], конституционализировался. <...> Мы стоим на позициях, что конституционное, уставное правосудие должно сохраниться в рамках 72–73-й статей Конституции», — заявил он (цитата по «Интерфаксу»).
По его словам, в данном вопросе не стоит искать «какого-то подвоха». Мухаметшин считает, что конституционные и уставные суды расширяют возможность получения консультаций и разъяснений для граждан и организаций, чтобы они могли защищать свои права и полномочия.
Мухаметшин, возглавляющий Госсовет Татарстана на протяжении 22 лет, входил в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России. Общероссийское голосование по поправкам проходило во всех регионах страны с 25 июня по 1 июля. Более 70% избирателей проголосовали «за». Всего в Основной закон внесли 206 изменений.
Конституционные суды действуют в 12 национальных республиках — Адыгее, Чечне, Татарстане, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Башкирии, Ингушетии, Карелии, Коми, Марий Эл, Якутии и Северной Осетии. Уставные суды работают на территории Калининградской и Свердловской областей, а также в Санкт-Петербурге. Возможность создания субъектами России таких судов предусмотрена законом «О судебной системе РФ», в Конституции страны эти суды не упоминаются.
Конституционные (уставные) суды рассматривают споры о разных уровнях компетенции: между самими органами государственной власти, между органами государственной власти и местного самоуправления, между государственными органами и общественными организациями. В полномочия конституционных судов входит проверка конституционности правоприменительной практики.