Майкл Эллман, автор аналитического материала IISS, заявил в интервью газете, что, «вероятно, что эти двигатели пришли с Украины, возможно, незаконно». «Вопрос заключается в том, как много [двигателей] у них [КНДР] сейчас есть и помогают ли им украинцы до сих пор», — добавил он. Эллман также рассказал, что о попытках Пхеньяна украсть технологии у украинского комплекса шесть лет назад сообщали в ООН. В докладе организации говорилось, что тогда поймали двух граждан КНДР. Они пытались украсть информацию о продвинутых ракетных системах, жидкотопливных двигателях, космических аппаратах и системах подачи ракетного топлива. В IISS предполагают, что Ким Чен Ын мог воспользоваться кризисом на Украине и предпринял повторную попытку украсть эти технологии.
Как пишет газета, анализ Эллмана подтверждает то, о чем в разведке США уже долго говорят в частных беседах: в новых ракетах, запускаемых КНДР, использованы настолько сложные технологии, что Пхеньян сам по себе не смог бы их освоить в столь короткое время. Первый тест нового двигателя прошел в сентябре 2016 года, а через десять месяцев власти Северной Кореи отчитались о первом успешном запуске МБР. Это слишком короткий период для разработки технологии самостоятельно, «если только они не смогли купить конструкцию, технику и знания на черном рынке».
В разведке США считают, пишет NYT, что Пхеньян на протяжении десятилетий прибегал к услугам черного рынка ракетных технологий. Также власти КНДР создали инфраструктуру из собственных университетов, центров разработки технологий и предприятий отрасли.
NYT отмечает, что до конца не известно, кто ответственен за продажу ракет и технологий КНДР, в разведывательных кругах США есть «различные теории». Эллман «не смог исключить вероятность того», что к передаче двигателей РД-250 мог быть причастен «Энергомаш», «который обладает крепкими связями с украинским комплексом».
В Белом доме не прокомментировали эти сведения разведки США. «Южмаш» 5 июля разместил на своем сайте комментарий в связи с публикациями о переговорах с Китаем. В «Южмаше» заявили, что «любая передача технологий другим странам для организации производства ракетно-космической техники является, с точки зрения «Южмаша», нецелесообразной».
РБК направил запросы в «Роскосмос» («Энергомаш» является дочерней компанией госкорпорации) и в «Южмаш». В «Роскосмосе» не стали комментировать информацию. «Южмаш» распространил опровержение информации NYT. На предприятии отметили, что не поставляют в Россию «ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы» и никогда не имели и не имеют отношения к ракетной программе Пхеньяна. «Южмаш» соблюдает все требования режима контроля за ракетными технологиями, говорится в сообщении.
«Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя «Вега»), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) непригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения», — добавили в компании.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов заявил, что «предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею». Информацию NYT он назвал не имеющей под собой никаких оснований и провокационной по содержанию. Публикация, по словам Турчинова, «скорее всего, спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений» (цитаты по сообщению на сайте СНБО).
КНДР осуществила тестовый запуск МБР «Хвасон-14» 4 июля, представитель Минобороны США Джефф Дэвис назвал ее ракетой нового типа. В Пхеньяне заявили, что ракета поднялась на высоту 2802 км, она преодолела 933 км.
В Минобороны России заявили, что дальность полета ракеты составила 510 км, а высота — 535 км.