В Думе решили фундаментально исправить закон о дистанционном голосовании
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил поправки ко второму чтению законопроекта о дистанционном голосовании. При внесении инициативы в Госдуму речь шла о поправках только в один закон — «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Авторы, депутаты от «Единой России» Дмитрий Ламейкин и Дмитрий Вяткин, предлагали добавить туда отдельную статью 64 «Дистанционное электронное голосование» (ДЭГ). Поправки ко второму чтению предполагают изменения уже сразу в четыре закона, в том числе в закон о выборах президента России, выборах депутатов Госдумы и политических партиях.
«Концепция законопроекта заключается в том, чтобы, с одной стороны, прописать основные принципы проведения ДЭГ, а с другой — учесть необходимость принять целый ряд поправок <...>, которые подводят определенный итог практики применения действующего законодательства и проведения избирательных кампаний», — сказал на брифинге Вяткин.
Инициативу во втором чтении Госдума рассмотрит на заседании 10 марта, спустя день после заседания комиссии.
Как законопроект изменился с первого чтения и какие новые поправки предложили депутаты — в материале РБК.
Сокращение членов с правом совещательного голоса
Поправки к законопроекту меняют структуру избирательных комиссий: в случае принятия инициативы члены комиссии с правом совещательного голоса (ПСГ) останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов Федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях члены с правом совещательного голоса упраздняются. Вместо этого авторы предлагают увеличить число наблюдателей, которые партия может выставить на участок, с двух до трех.
«Что касается членов комиссий, которые назначались с ПСГ, то, как показывает практика, они выполняли функции наблюдения, именно поэтому мы предложили одновременно с трансформацией этого института предусмотреть возможность назначения третьего наблюдателя», — пояснил депутат Вяткин на заседании комиссии.
Появление третьего наблюдателя не компенсирует исчезновение члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, уверен электоральный юрист Евгений Порошин. У него больше полномочий, чем у наблюдателя: его нельзя удалить с участка, у него есть доступ ко всем документам избиркома, он вправе удостовериться в правильности подсчета голосов, сказал Порошин.
«Кроме того, член комиссии с правом совещательного голоса на уровне территориального избиркома может присутствовать на любом участке на соответствующей территории и тем самым может быть мобильным контроллером. А в отличие от наблюдателя, которого можно назначить только за три дня до выборов, члена комиссии с ПСГ можно назначить день в день», — добавил юрист.
Укрупнение избирательных участков
В случае принятия законопроекта изменится и требование к численности избирателей на участках: если ранее она не должна была превышать 3 тыс. человек, то сейчас в городах федерального значения или областных центрах допускается и большее число. Верхняя граница по численности при этом не установлена.
В городах с плотной застройкой в одном и том же здании зачастую находятся формально разные участковые комиссии, и большую часть времени в непиковые часы они стоят пустые, объяснил поправку на комиссии Дмитрий Вяткин. По его словам, укрупнение таких участков «технически несложно» и поможет сократить расходы на проведение выборов. Более того, укрупнение упростит работу комиссии вышестоящего уровня и позволит быстрее публиковать результаты выборов, сказал депутат.
Укрупнение участков усложнит наблюдение за выборами, считает Евгений Порошин. «Меньше участков, больше избирателей на то же количество наблюдателей — следовательно, труднее контролировать процесс. А наблюдатели как раз активнее в крупных городах», — сказал юрист.
Помимо этого, снижаются требования к оформлению списка избирателей: теперь паспортные данные голосующих могут быть сразу напечатаны вместе с их фамилиями (а не заполняются вручную, как сейчас), обращает внимание эксперт. «Это упрощает возможные фальсификации», — сказал он.
В то же время вторая версия законопроекта предусматривает появление электронного списка избирателей. По словам Дмитрия Вяткина, это позволит в режиме реального времени вести учет избирателей. Такие списки будут вводиться по решению комиссии при наличии технической возможности, отметил он. По словам депутата, технология даст дополнительную прозрачность избирательных процедур и ускорит процедуру подведения итогов.
Электронные книги избирателей закроют окно фальсификаций с подменой книг избирателей со стороны недобросовестных комиссий, считает генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов. Однако это требует тотальной цифровизации избирательных участков, напоминает он. «В ближайшие несколько лет за пределами Москвы и других мегаполисов мы их вряд ли увидим», — считает эксперт.
Расширение числа иноагентов и правил агитации за них
Поправки предлагается внести и в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», также известный как «закон Димы Яковлева». В реестр физических лиц депутаты предложили добавлять людей, аффилированных с организациями и СМИ, признанными иностранными агентами. Это, например, могут быть работники НКО-иноагентов, учредители или члены СМИ-иноагентов.
Поправки носят технический характер, пояснил РБК собеседник в Госдуме. Мера принята для удобства ЦИК, которая в ходе избирательных кампаний будет получать все данные как об иноагентах, так и об аффилированных с ними лицах непосредственно от Минюста, сообщил он.
Другими поправками конкретизируются требования к участию иноагентов и аффилированных с иноагентами граждан в выборах. Так, предвыборные агитационные материалы, где упоминаются иноагенты или их высказывания, должны будут сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком, следует из одобренных поправок.
Утяжеление ценза судимости
Комитет Госдумы по госстроительству также рекомендовал к принятию поправку, согласно которой лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. Ранее ограничения распространялись только на срок судимости.
В течение пяти лет после снятия судимости не смогут избираться и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, указано в одобренной комитетом поправке. Например, понуждение несовершеннолетних к действиям сексуального характера и половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста.
Что стало с поправками об онлайн-голосовании
По большому счету, законопроект в части, касающейся дистанционного электронного голосования, не претерпел существенных изменений относительно первого чтения, рассказал РБК генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов. В законе по-прежнему не представлены гарантии наличия, работы, доступности технических средств наблюдения — они должны определяться в порядке проведения ДЭГ, добавил он.
«На практике это может привести к снижению эффективности наблюдения за ДЭГ, трудностям при подготовке наблюдателей и недостаточной прозрачности процедуры голосования, особенно в случае использования региональных систем», — сказал Артамонов.
Законопроект исключает возможность переголосования, которая вызывала нарекания, сказал на брифинге Дмитрий Вяткин.
Депутат от КПРФ Денис Парфенов на заседании комитета обратил внимание, что законопроект не содержит подробного описания алгоритма системы. Кроме того, доступ к системе ДЭГ никак не регламентирован, а весь алгоритм голосования отдан на решение избирательным комиссиям, отметил он. Дмитрий Вяткин, в свою очередь, заявил, что невозможно дать доступ к системе и обеспечить защиту персональных данных.
Ранее с критикой законопроекта выступили эксперты. В частности, они указывали на то, что документ не дает гарантий правовой определенности: не описывает сроки подачи заявления на голосование, порядок аутентификации, установления итогов и т.д., а также не дает гарантий членам избиркомов по контролю за ДЭГ и уверенности в контрольном подсчете голосов.
Расширение ограничений для кандидатов в президенты
Одна из поправок, рекомендованных комитетом к принятию, предполагает ужесточение требований к кандидатам в президенты. В случае принятия законопроекта права быть избранным президентом лишатся граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации (если в отношении организации есть решение суда). Руководители таких организаций не могут претендовать на пост первого лица в течение пяти лет после решения суда, рядовые члены — в течение трех лет.
Подобные ограничения были введены в июне 2021 года, за несколько месяцев до выборов в Госдуму и на фоне дела ФБК (признан иноагентом, экстремистской организацией, запрещен и ликвидирован).