Эксперты назвали сроки окупаемости российской многоразовой ракеты
Забытый опыт
Во вторник, 9 января, гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко заявил, что центр совместно с «Роскосмосом» и ОКБ имени Мясищева возобновил работу над проектом многоразовой ракеты-носителя «Ангара-1.2». Предполагается, что ракета будет оборудована складными крыльями, которые сможет раскрыть после выведения груза на орбиту, для того чтобы совершить посадку на аэродроме. Изучаются также варианты возвращения первой ступени с помощью собственных двигателей, подобно ракете Falcon-9 компании SpaceX Илона Маска, или посадки на парашюте. Технический облик многоразовой «Ангары» будет весной этого года представлен коллегии военно-промышленной комиссии, писали «Известия».
Планы специалистов Центра имени Хруничева по созданию на основе существующего научно-технического задела многоразовых ракет-носителей — логичный шаг в развитии отрасли, заявили РБК в пресс-службе «Роскосмоса». «Такой опыт в нашей стране есть», — подчеркнули в госкорпорации.
Это третья попытка Центра имени Хруничева создать многоразовую ракету — на этот раз начата разработка многоразовой ступени для ракеты легкого класса. В 2000-е центр совместно с НПО «Молния» разрабатывал многоразовый ускоритель «Байкал» для первой ступени тяжелой ракеты «Ангара». Предполагалось, что изначально оснащенная поворотным крылом первая ступень ракеты после отделения будет возвращаться на аэродром. Макет «Байкала» показывали на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году, но развития проект не получил. Работа над крылатым блоком для «Ангары» велась и в 2011–2013 годах в рамках проекта многоразовой ракетно-космической системы (МРКС), но тогда научно-технический совет «Роскосмоса» счел, что стоимость выведения килограмма груза с использованием МРКС оказалась выше, чем при одноразовом полете.
Зачем России многоразовая ракета
12 декабря прошлого года помощник президента Андрей Белоусов подверг критике деятельность «Роскосмоса», заявив, что в организации работает «огромная масса людей», которые «ни фига» не могут «заработать деньги». 220 тыс. занятых, 20% из них — это люди в возрасте меньше 30 лет, причем не самые глупые, заявил он. Из 90 организаций примерно две трети составляют научно-конструкторские. «И вот эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги. Это нормально?» — задался вопросом чиновник.
Расчеты показывают, что при помощи многоразовой ракеты, о разработке которой объявил «Роскосмос», можно снизить стоимость пусков, отметил в разговоре с РБК член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков. Снижение стоимости пусковых услуг — это в свою очередь возможность «оторвать себе кусок» от рынка коммерческих космических запусков или хотя бы «не вылететь» из него, считает ученый. «Так что решение вполне понятно и обоснованно. То, что наработки в этой сфере уже есть, облегчает работу Центру Хруничева», — добавил он.
Основные игроки
Около пяти лет назад рынок коммерческих космических запусков делили между собой фактически два игрока — Россия и Евросоюз. Доля США, Индии, Китая и Японии на нем была незначительной. Расклад изменился с появлением американской частной компании SpaceХ Илона Маска, которая смогла занять на этом рынке лидирующую позицию.
Пусковые услуги — это вывод космических аппаратов на орбиту Земли. 90% рынка составляет запуск телекоммуникационных спутников, остальные 10% — вывод экспериментальных космических аппаратов, спутников дистанционного зондирования Земли и т. д. В 2014 году стоимость вывода спутника связи на геостационарную орбиту при помощи одноразовой ракеты-носителя «Протон-М» составляла около $90–100 млн в зависимости от условий контракта. Цена запуска европейской Ariane-5 была примерно $180–200 млн (ракета выводит два спутника одним запуском).
В 2012 году SpaceX впервые провела коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon-9. За три года компания совершила 20 удачных пусков, полная стоимость одного составляет $62 млн. В связи с этим в 2015 году, чтобы остаться на рынке, России пришлось снижать цену запуска «Протона» почти на треть, до $70 млн. Запуск «Ангары-А5» стоит около $100 млн.
Толчком для возобновления работы над проектом многоразовой ракеты стали именно достижения SpaceX, считает гендиректор «Космокурса» (занимается созданием многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов в космос), бывший менеджер Центра имени Хруничева, участвовавший в разработке «Ангары», Павел Пушкин.
Компания Илона Маска успешно эксплуатирует технологию возвращения первой ступени (самой дорогой части) ракеты-носителя. В 2017 году она провела 17 пусков ракеты Falcon-9: в 13 случаях удалось успешно посадить первую ступень ракеты, используя ее собственный двигатель, еще в трех из-за особенностей миссии (например, необходимости доставить тяжелый спутник на геостационарную орбиту) возвращение первой ступени не предполагалось. В одном случае согласно плану ракета села в океане. Обычно ракеты возвращаются на площадку на мысе Канаверал либо на морскую платформу.
В 2018 году SpaceX провела пока один запуск. 8 января Falcon-9 со спутником Zuma была запущена с мыса Канаверал. Во вторник, 9 января, агентство Bloomberg сообщило, что компания не смогла вывести спутник на заданную орбиту, при этом первая ступень ракеты успешно вернулась на Землю.
Когда удастся заработать
На практике еще не доказано, что многоразовая ступень — это выгодно, считает Пушкин. «Маск показал техническую возможность возвращения первой ступени и говорит о том, что это будет выгодно, но не о том, что это стало выгодно», — отметил он. Стоимость запуска такой ракеты составит примерно $20 млн, однако разрабатывается она не для широкого применения, полагает Пушкин.
По мнению главы «Космокурса», разработка многоразовой ступени для ракеты легкого класса ведется только с целью освоения самой технологии. Хотя запуск легкой «Ангары» в три раза дешевле запуска тяжелой ракеты, она доставляет примерно в 13 раз меньше грузов, чем тяжелая многоразовая ракета Falcon-9, поэтому зарабатывать на доставке при помощи многоразовой легкой «Ангары» не получится, пояснил Пушкин. «Скорее всего, после освоения технологии предложат какую-то новую ракету типа многоразовой ракетно-космической системы, которая покажет экономическую эффективность», — заключил он.
Легкая многоразовая ракета не окупится никогда, соглашается и создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров. «Для «Роскосмоса» это исключительно получение нового опыта. Более или менее нормальные деньги можно зарабатывать только на тяжелых многоразовых ракетах. Россия сможет заработать на этом не ранее чем через десять лет», — отметил он.
Проект по разработке многоразовой легкой ракеты обойдется России не менее чем в $100 млн, полагает Железняков. «Разрабатывается не такая уж простая система. Она требует создания не только самой ракеты или ступени, но и соответствующих наземных систем обеспечения», — сказал он.
При этом заработать будет реально, если возрастет количество запусков. «К примеру, сейчас есть проект OneWeb со спутниковым низкоорбитальным интернетом, туда потребуется запускать сотни космических аппаратов. Однако если говорить про основной рынок ракетных запусков, то здесь идет падение количества запусков», — сказал Егоров.
Десять лет — это действительно срок, который потребуется, чтобы создать многоразовую ступень, считает Железняков. «Относительно снижения стоимости запусков: если мы не можем предложить другой способ удешевления пусков, то надо тянуться за теми, кто уже что-то сделал. А снижать все равно надо, иначе нас вытеснят с этого рынка», — заключил он.
Другие конкуренты
Даже если России удастся реализовать на практике проект многоразовой ракеты, конкурировать придется не только с США, утверждают опрошенные РБК эксперты. Второй после Америки крупнейший конкурент России — Китай, обратил внимание Железняков. По следам SpaceX идет китайская частная компания Link Space, которая создана без участия государственных и военных структур. Она планирует создать ракету с возвращаемой первой ступенью к 2020 году, заявил гендиректор компании Ху Чжэньюй в сентябре 2017 года. Он также добавил, что на данную разработку предполагается потратить всего $45 млн.
А два дня назад, 8 января, специализирующийся на новостях мировой космической индустрии американский ресурс SpaceNews сообщил, что последние два года французское и немецкое космические агентства CNES и DLR соответственно изучают возможность запуска в 2020 году многоразовой ракеты Callisto. На проект предполагается потратить от $43 млн до $86 млн. Идея создания Callisto была частично вызвана реакцией на разработки SpaceX, сказано в статье.
Пока у России есть преимущество перед Европой и Китаем — наличие тяжелых ракет, например, «Протона», которые могут выводить на орбиту больше груза, чем европейские и китайские, отметил Железняков. Если конкуренты к 2020 году реализуют свои проекты, то велика вероятность, что Россия начнет от них отставать, добавил он. «Но если вообще не предпринимать каких-либо шагов, то мы гарантированно отстанем от этих стран и не сможем конкурировать на рынке космических запусков», — подвел итог академик.