Кроме того, ведомство планирует запустить для россиян за границей пилотный проект по оформлению заявлений на выдачу загранпаспортов в электронном виде. Для этого им нужно будет обратиться в структуры МИДа в стране пребывания через Единый портал государственных услуг. Планируется повысить и долю выдаваемых россиянам за рубежом паспортов нового поколения с отпечатком пальца владельца. В документе указано, что по базовому сценарию к 2023 году доля выдаваемых паспортов нового поколения должна достигнуть 50% (в 2020 году она составляла 2%), указано в приказе. По сценарию развития через два года все 100% паспортов, выдаваемых российским гражданам за рубежом, должны быть паспортами нового поколения.
Помимо этого в МИДе займутся дальнейшим развитием приложения «Зарубежный помощник», предназначенного для взаимодействия россиян за границей с министерством. За три года число россиян, выезжающих за рубеж с установленным приложением, по сценарию развития планируется увеличить на 10% по сравнению с 2021 годом. Кроме того, к 2023 году доля сообщений граждан, обработанных специальным чат-ботом, должна достичь отметки 60%.
Наконец, в МИДе будут развивать систему для поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием искусственного интеллекта. Доля обрабатываемых ею сообщений к 2023 году должна составлять 70% (по сценарию развития). РБК направил запрос в МИД о статистике пользования приложения «Зарубежный помощник» и деталях работы системы для внешнеэкономической деятельности.
Согласно постановлению правительства, подписанному в октябре 2020 года, российские ведомства должны разработать программы собственной цифровой трансформации на 2021–2023 годы. В этих документах они должны указывать целевые показатели и конкретные проекты, по которым можно будет оценить эффективность внедрения технологий в работу. Обновлять программы ведомства должны каждый год и указывать в них план мероприятий и необходимый бюджет в двух вариантах: в базовом сценарии и в сценарии развития (в случае нахождения дополнительного финансирования).
Минцифры проводит экспертизу программ и контролирует их исполнение, а правительство использует их при составлении рейтинга цифровой трансформации ведомств. В январе 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что более 15% отвечающих за цифровую трансформацию заместителей глав ведомств будут заменены из-за неудовлетворительных результатов работы.
Зачем нужна трансформация
Для МИД цифровая трансформация — это более чем своевременная задача, отмечает в беседе с РБК cтарший эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров. «Можно вспомнить, как год назад МИД и другие госорганы организовывали возвращение десятков тысяч россиян из-за рубежа после закрытия границ. Этот процесс шел нелегко, в том числе из-за проблем с электронным взаимодействием между ведомствами, и многие решения придумывались на ходу. В недавнем интервью об этом откровенно рассказывал замминистра иностранных дел Олег Сыромолотов, заметив, что до МИДа всеобщая цифровизация пока не дошла», — напоминает эксперт. Эта проблема признается и в самой программе: большинство оказываемых МИДом госуслуг получили низкую оценку с точки зрения цифровой зрелости, поэтому неслучайно МИД ставит задачи не только по совершенствованию внутренних процессов, но и по повышению качества оказания госуслуг гражданам, продолжает эксперт. Для этого предполагается создать чат-бот, который сможет отвечать на разные вопросы, и пользователям не придется самостоятельно искать информацию по сайту министерства. «Большая часть работы носит именно внутренний характер: это обеспечение работы с электронным документами, создание новой системы коммуникаций внутри системы МИДа и так далее», — замечает Шакиров.
МИД многих стран оцифровывают госуслуги, внутренние процессы, предоставляют открытые данные. Последняя тенденция — это развитие подразделений, которые занимаются аналитикой данных для внешней политики. В начале прошлого года Госдепартамент США создал Центр аналитики (Center for Analytics), рассказывает Шакиров. Этот центр работает над конкретными проектами вместе с другими подразделениями и в целом повышает уровень компетенций Госдепартамента в области использования данных.
По мнению эксперта, в программе не хватает двух вещей — работы с кадрами и открытости. Для комплексной трансформации необходимо повышение цифровой грамотности широкого круга сотрудников, а повышение открытости помогает дипведомствам рассказывать о своих достижениях (например, в плане оказания международной помощи), а также сотрудничать с бизнесом, исследователями и общественными организациями — в том числе в создании новых цифровых сервисов, пока же в программе указано, что оцифрованные архивы по внешней политике будут прежде всего доступны дипломатам, а для общественности будут опубликованы только отдельные материалы.