Русскую выставку в «маленькой Украине» в Нью-Йорке вернули после протеста
В Нью-Йорке после отмены возобновлена архитектурная выставка «ВХУТЕМАС: лаборатория авангарда, 1920–1930-е» в частном учебном заведении Cooper Union в районе Ист-Виллидж, где располагается «маленькая Украина» — район, населенный выходцами из этой страны. Об этом сообщает The New York Times (NYT).
Выставка должна была открыться еще 25 января. Ее подготовку в течение трех лет вели студенты под руководством архитектора Анны Боковой, чтобы показать, «как Россия может сравниться с Баухаусом» — немецкой школой, которая обозначила основные принципы архитектуры XX века.
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) — это первое в советской России образовательное учреждение, где готовили творческие кадры и где зародилось дизайнерское образование в стране.
За четыре дня до отмены выставки на сайте Archinect было опубликовано эссе профессора истории науки Нью-Йоркского университета Педера Анкера, в котором тот пишет, что Cooper Union следует закрыть выставку и приостановить курс по советской и российской архитектуре. «Русские приспешники в Нью-Йорке делают все возможное, чтобы их нация блистала как убежище высоколобой культуры», — написал Анкер. «Это называется мягкая сила», — добавил он. В заявлении исполняющей обязанности декана Cooper Union Хэйли Эбер на сайте школы говорится, что, с одной стороны, важно проявить солидарность с Украиной и украинским сообществом, а с другой — ВХУТЕМАС был «первой серьезной попыткой демократизировать дизайнерское образование» и «универсальные методы обучения» заведения были основаны на научных открытиях и художественных экспериментах. ВХУТЕМАС был расформирован в 1930-х.
Более 750 исследователей, преподавателей и студентов, в том числе архитектор Рем Колхас, декан Йельской школы архитектуры Дебора Берке и профессор архитектуры Принстонского университета Беатрис Коломина, подписали письмо, адресованное президенту Cooper Union Лоре Спаркс. В нем говорится о «полной солидарности» с народом Украины и противодействии «неоправданному и жестокому вторжению России». Однако подписанты назвали эссе в Archinect «интеллектуально сомнительным» и раскритиковали «принятое в последнюю минуту решение отложить открытие выставки на неопределенный срок».
Анкер в интервью пояснил, что сам ничего не знал о выставке, а эссе написал после случайного разговора за ланчем с «соседями, связанными с Украиной», которые выразили обеспокоенность по поводу мероприятия.
По словам директора по коммуникациям украинского комитета конгресса Андрея Добрянского, он получил около десятка сообщений, связанных с выставкой, и выразил обеспокоенность Cooper Union. Добрянский обратился к организаторам и попросил проявить «хоть каплю приличия». Сам он, как и автор эссе, ничего не знал о содержании выставки, но считает ее «российскоцентричной».
Профессор Нью-Йоркского университета и историк архитектуры Жан-Луи Коэн, который пишет о ВХУТЕМАСе с 1978 года, оспаривает причастность выставки к советскому империализму. «Вы убираете Пушкина из библиотек? Вы отменяете концерты Чайковского? Вы не ставите Чехова?» — сказал он, назвав это «догматической, ригидной позицией». Коэн добавил, что во ВХУТЕМАСе было много украинских студентов и преподавателей наряду с евреями, армянами, татарами и другими этническими группами.
Анкер утверждал, что исследования Боковой о ВХУТЕМАСе проведены благодаря ее отцу, архитектору Андрею Бокову. По словам самой Боковой, куратора выставки, 95% ее исследований было проведено в библиотеках Йельского университета, информация взята из открытых источников.
В понедельник, 7 февраля, Cooper Union решил провести выставку, она пройдет в апреле.