Aterballeto на сцене Большого: новый итальянский балет в России
Для первого гастрольного дня в России был выбран балет “Сон в летнюю ночь” - постановка необычная для коллектива, в котором 20 человек. Бигонзетти поставил большой спектакль с развернутыми сюжетными линиями, в котором пришлось занять всю труппу. Как сказал Бигонзетти, он постарался оставить сюжет без изменений, четко выписать персонажи, хотя драматургия рассказа нетрадиционна для труппы: “Три маленьких мира, три уровня реальности, которые пересекаются и переплетаются друг с другом”.
Благодаря разноплановой фактуре действия танцевальная ткань балета сплетается из элементов различных стилей. В целом действо представляет собой зафиксированную, великолепно исполненную импровизацию. По признанию самого Бигонзетти, мастера импровизации, для него важна макроидея, а конкретное ее воплощение рождается непосредственно в репетиционном зале.
В музыкальном отношении Бигонзетти принял нестандартное решение. Он заказал музыку к спектаклю английскому рок-музыканту Элвису Костелло. Музыка Мендельсона к балету оказалась для Бигонзетти слишком академической, оперной, несказочной. “Этот спектакль, как сон, сказка. Мне хотелось придать ему легкость почти детскую”, - говорит Бигонзетти. Костелло, который никогда ранее не писал ничего подобного, с задачей справился. Музыка получилась вполне в рамках традиции, но живая, интересная, в которой отчетливо присутствует та сказочность, к которой стремился хореограф. Выбор Костелло определила и его национальная принадлежность: по мнению Бигонзетти, у англосакса больше шансов передать атмосферу комедии Шекспира.
Из общего гармоничного ряда выбиваются, так сказать, “авангардные” детали: работающий телевизор с изображением осла - последствие сказочного превращения - или поток настоящей воды, которые нельзя счесть мотивированными особенностями спектакля. Вместе с тем, Бигонзетти старательно открещивается от авангардизма: “Нельзя сказать, что слово “авангард” подходит труппе. Мы, скорее, живем современностью в смысле отношения к творчеству. Некоторые итальянские балетные группы, для того чтобы привлечь публику, готовы труп лошади на сцену вытащить. Мы не из таких”. Однако “авангардные” элементы балета “Сон в летнюю ночь” смотрятся изолированно и не влияют на общее впечатление от спектакля.
Из Москвы Aterballeto отправится в Санкт-Петербург, где 8 и 9 ноября выступит с той же программой на сцене Государственного академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского.