В области здравоохранения ММС при поддержке Нового банка развития могли бы способствовать созданию центра медицинских компетенций стран-членов БРИКС, задачей которого было бы оценивать текущие риски, связанные со здоровьем граждан стран, центр мог бы регулярно собирать и обнародовать общедоступные результаты исследований и тестирований. Он также мог бы способствовать ускорению сертификации и распространения в государствах БРИКС вакцин, произведенных странами — членами пятерки.
Странам также следовало бы усилить координацию в сфере обмена опытом по финансированию в странах БРИКС «умных» городов и внедрения «городских технологий», то есть сервисов, способствующих улучшению обслуживания населения и бизнеса и повышению устойчивости городской экономики, продолжает Шувалов. Эти задачи стали актуальны в условиях пандемии, которая ударила сильнее всего по экономикам городов. При этом одновременно проявились и положительные эффекты: резко ускорилась цифровизация услуг, которая продолжится и после окончания кризиса, объясняет он.
По мнению Шувалова, «восстанавливающаяся экономика должна быть построена на новых, более устойчивых и справедливых принципах». Осознание этого уже привело к подъему во всем мире движения build back better, в основе которого лежит требование перехода к «зеленой» экономике и ответственному ведению бизнеса, указывает он. По этому направлению институты развития БРИКС уже начали работать: в ноябре прошлого года они подписали принципы ответственного финансирования ММС БРИКС, среди них — обязательство интегрировать в оценку проектов анализ экологических, социальных и экономических последствий для местных сообществ.
БРИКС как форум стран был учрежден в 2006 году на Петербургском экономическом форуме. Но саму концепцию объединения Бразилии, Индии, Китая и России (изначально ЮАР в группу не входила) сформулировал экономист Джим О`Нил в 2001 году. В статье в честь скорого 20-летия своей концепции он пишет, что второе десятилетие пятерки стало не столь успешным, как первое. Экономики Бразилии и России после роста в период до 2010 года начали сокращаться, и теперь их вклад в глобальный ВВП составляет столько же, сколько в 2001 году. Экономика Индии, хотя и стала пятой в мире в номинальном выражении, также переживала нелегкие годы. Только Китай может похвастаться успехами во вторую десятилетку, пишет О`Нил. Номинальный ВВП Китая больше $15 трлн, экономика страны увеличилась в 15 раз по сравнению с 2001 годом, стала в три раза больше экономики Германии и Японии и в пять раз больше Великобритании и Индии. Однако, указывает эксперт, несмотря на разочаровывающее десятилетие для Бразилии и России, все же возможно, что БРИКС в следующем поколении сможет стать столь же весомым экономическим объединением, как «большая семерка» (в которую входят США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия). Однако такое развитие возможно, если международная торговля, инвестиции и финансовые потоки между странами БРИКС и остальным миром сохранятся, указывает О`Нил. Однако отношения между Западом (США и Европой) и Китаем с Россией очень напряжены, что может создать трудности для развития БРИКС, указывает эксперт.
Как страны БРИКС проходят пандемию
Бразилия — второй после США рекордсмен по числу заболевших и умерших в ходе пандемии. В стране зафиксировано 12,9 млн случаев заражения и 331 тыс. смертельных исходов (по данным Университета Джонса Хопкинса).
Индия на третьем месте в мире по числу выявленных случаев заражения — 12,5 млн, скончались 165 тыс. человек.
В России за время пандемии было выявлено около 4,6 млн заболевших, скончались 100 тыс. человек.
В ЮАР — 1,5 млн человек, почти 53 тыс. скончались.
В Китае, по данным Университета Джонса Хопкинса, 101 тыс. выявленных случаев и 4,8 тыс. смертельных исходов.