В Минэнерго прокомментировали экспорт СПГ словами «труба свое возьмет»
Газ, поставляемый потребителям по трубам, в конечном счете оказывается более конкурентоспособным, нежели сжиженный природный газ (СПГ), утверждает замглавы Минэнерго Павел Сорокин. Поставки СПГ не угрожают экспорту трубопроводного газа и относятся к другому сегменту рынка, сказал он, передает корреспондент РБК.
«По мере роста объемов производства СПГ и количества точек приема рынок становится больше похожим на нефтяной. При этом трубопроводный газ всегда более конкурентоспособен, потому что инфраструктура есть, газ дешевый, транспорт дешевле», — пояснил Сорокин.
Так Сорокин опроверг опасения о том, что на мировом рынке российский СПГ может вступить в конкуренцию с российским же газом, поставляемым по трубам. «Трубопроводный газ сейчас выбирает свою максимальную долю. Все, что поставляется сверх этого, не является конкуренцией непосредственно с трубой — это конкуренция с другими производителями СПГ», — утверждает представитель ведомства.
В этих условиях конкуренция между поставщиками СПГ и трубопроводного газа не возникает, считает Сорокин. «Поэтому здесь выбор — либо наш газ, которого у нас много и который мы должны монетизировать, придет в Европу, Азию и прочее, либо это будет кто-то другой», — заключил он.
«Труба свое все равно возьмет как наиболее конкурентоспособный источник газа в определенном радиусе, в котором она работает», — добавил замглавы Минэнерго.
Отвечая на вопрос РБК, Сорокин подтвердил, что Минэнерго по просьбе «Газпрома» начало ежеквартальный мониторинг поставок трубопроводного газа и СПГ на мировой рынок, чтобы предотвратить конкуренцию.
«С «Газпромом» мы находимся в постоянном диалоге. И механизм, который предлагал «Газпром» и который сейчас имплементируется, — это постоянный мониторинг. В случае если конкуренция будет, то можно принимать меры. Но на текущий момент, как вы видите по динамике продаж «Газпрома», так и по динамике рынка СПГ, эти источники газа очень хорошо сосуществуют», — рассказал Сорокин.
Леонид Михельсон, совладелец НОВАТЭКа, запустившего в конце 2017 года производство сжиженного газа на «Ямал СПГ», заявил, что не видит никакой конкуренции с «Газпромом».
«Вы посмотрите: на 48,5% выросло потребление в Китае. На 38 млрд куб. м подписан контракт по «Силе Сибири» — это капля в том росте. Мы разгрузили первые танкеры в Китае, приемочный терминал 12 млн т, наш партнер CNPC заявил, что будет расширять их в два раза, а власти говорят — нет, не в два раза, нам надо 40–50 млн т. Это только в один регион», — сказал Михельсон.
В начале апреля «Газпром» направил в Минэнерго письмо, в котором попросил исключить конкуренцию российского сжиженного и трубопроводного газа на экспортных рынках. О конкуренции трубопроводного газа с СПГ компания предупреждала и раньше. Так, в декабре 2017 года заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко прокомментировал запуск производства сжиженного газа на заводе «Ямал СПГ» НОВАТЭКа. «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а газ, который он заместит, это тот самый [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства... Любой поставленный на европейский рынок кубометр того же сжиженного природного газа — это минус один кубометр того же российского [трубопроводно] газа», — заявлял он.
В ответ на опасения «Газпрома» первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер 18 апреля заявил, что ведомство намерено в течение года проанализировать экспортные поставки СПГ и трубопроводного газа и подготовить предложения об их координации.