Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Выбор Брэнсона: как выходцы из Белоруссии наводнили мир голограммами

Артем Ставенко и Кирилл Чикеюк создали компактные устройства для передачи изображений с 3D-эффектом, которые привели в восторг Ричарда Брэнсона, венчурных инвесторов и рекламщиков по всему миру
Кирилл Чикеюк (слева) и Артем Ставенко — сооснователи Kino-mo
Кирилл Чикеюк (слева) и Артем Ставенко — сооснователи Kino-mo (Фото: из личного архива)

«Выглядит фантастически» — так миллиардер и основатель корпорации Virgin group Ричард Брэнсон прокомментировал разработки компании Артема Ставенко и Кирилла Чикеюка Kino-mo. По его словам, благодаря этим предпринимателям человечество на шаг приблизилось к голографической связи из «Звездных войн». Сейчас портативные гаджеты Kino-mo передают парящие в воздухе 3D-изображения, в будущем дело дойдет до интерактивных голограмм.

Придумали велосипед

Huckleberry friends, или закадычные друзья, — так 32-летний Артем и 31-летний Кирилл называют свой тандем. Они выросли на одной улице в белорусском Бресте, учились в одной школе. Семьи жили небогато, поэтому постоянно приходилось придумывать, как заработать. Например, приятели устраивали дискотеки на теплоходах.

Получать высшее образование друзья перебрались в Минск: Ставенко изучал юриспруденцию и государственное управление, а Чикеюк — радиофизику. Однажды они съездили в туристическую поездку в Лондон и решили, что надо вновь переезжать. После нескольких безуспешных попыток поступили в Оксфорд и University College London, где работали над диссертациями по биоинженерии и энергетике.

Любовь лондонцев к велосипедам натолкнула друзей на идею стартапа. Они придумали размещать на колесах светодиоды, которые при вращении создают эффект движущейся картинки — со стороны кажется, что на колесах играет видеоролик. О таком эффекте рекламщики уже знали, но применяли технологию только от случая к случаю, на мероприятиях. Партнеры решили создать из велосипедистов «умную сеть» и превратить идею в бизнес.

Совмещать учебу и стартап было сложно. Работали по ночам и в выходные. Бывали моменты, когда разработка стопорилась. «Как-то просыпаешься, и пропадает уверенность в конечном результате — в том, что людям это нужно, что будет спрос. Такие дни нужно было просто пережить», — вспоминает Ставенко.

Фото: пресс-служба Kino-mo

В 2012 году партнеры окончили докторантуру (у обоих научная степень PhD) и собрали прототип. Стартовые вложения составили £10 тыс. (около $12,8 тыс.), которые откладывали со стипендий. Средств для раскрутки и дальнейшего развития не было, так что партнеры решили совместить продвижение и поиск инвестора. Они сумели пройти кастинг на передаче о бизнесе и стартапах Dragons’ Den телеканала BBC. Участники телешоу борются за внимание и деньги известных миллионеров.

Конкурс довольно жесткий, большая часть участников уходит ни с чем. Но проект белорусских предпринимателей жюри приглянулся — они выиграли конкурс и получили предложение продать 40% проекта за £90 тыс. инвесторам из жюри. Неплохие деньги для стартующего бизнеса, но закадычные друзья решили, что компания стоит дороже. «Это был хороший плацдарм и отличный маркет-тест. Плюс публичная телевизионная поддержка от очень крутых инвесторов», — вспоминает Ставенко.

Телевизионная слава помогла найти первых клиентов: шоу транслировалось более чем в 50 странах мира. Рекламные агентства из Японии, Мексики, Ирландии, Гватемалы и других стран покупали за £15–20 тыс. лицензию, получали устройства для велосипедов и право на использование технологии на определенной территории.

Голограмма для миллиардера

Реклама на колесах велосипедов — это, конечно, забавно, но в масштабный бизнес такую разработку не превратишь, рассудили партнеры. В 2014 году появилась идея нового продукта, выросшая на базе велосипедного проекта — Hypervsn. Фактически друзья усовершенствовали технологию, которую применяли на колесах — таким образом, чтобы ее можно было использовать везде.

Суть прежняя: небольшой девайс крепится к поверхности, светодиоды начинают вращаться и воспроизводить заранее загруженную картинку, создавая иллюзию парящего 3D-изображения. Человеческий глаз сглаживает эффект вращения, поэтому картинка кажется цельной.

Партнеры решили, что у нового продукта больше перспектив: его можно использовать в ретейле, на выставках, конференциях, в торговых и бизнес-центрах. По словам Артема, подобные решения встречались на мероприятиях и раньше, но требовали больших затрат на установку и создание контента, оборудование было громоздким, а картинка — нечеткой. Девайс от Kino-mo предлагал тот же эффект за меньшие время и деньги, причем прибор способен транслировать изображение, а управлять им можно удаленно с компьютера или смартфона.

Для запуска нового проекта предприниматели провели краудфандинговую кампанию в Великобритании и привлекли посевные инвестиции от группы бизнес-ангелов в общей сложности на $700 тыс.

Продвигать концепт решили проверенным способом — с помощью очередного ТВ-конкурса. На этот раз выбор пал на Pitch to Rich. Это соревнование стартапов, организованное Ричардом Брэнсоном. Голографические изображения оказались интереснее 2 тыс. других претендентов — белорусы снова выиграли в номинации «Стартап». На этот раз в качестве приза им достались около $230 тыс. на рекламу, маркетинг и консультации экспертов из холдинга Брэнсона. «Роль самого Ричарда была такой: он выбирает лучшего, награждает и потом в рамках пиар-активности поддерживает. Все это он и сделал очень качественно», — объясняет Чикеюк. Virgin стала одним из первых клиентов услуг Kino-mo.

Фото: пресс-служба Kino-mo

По словам основателей Kino-mo, живая демонстрация устройства мало кого оставляет равнодушным. Например, на одной из выставок друзья познакомились с представителями производителя электроники Flextronics и сразу же договорились о сотрудничестве. Вскоре начал наполняться пул заказчиков: Coca-Cola, Red Bull, Walmart, Samsung, Intel, Chanel и другие международные бренды. А в список инвесторов вошел американский миллиардер, CEO компании HDNet и HDTV cable network Марк Кьюбан. Ставенко говорит, что суммарные инвестиции в проект составили к настоящему времени более $3 млн.

Партнеры структуру владения компанией не раскрывают, но утверждают, что сохранили контрольный пакет на двоих.

Wow-эффект

Основатели компании Kino-mo утверждают, что голографические изображения хорошо работают на бренд: привлекают внимание потенциальных покупателей и выделяют его на фоне конкурентов. Это приводит к повышению продаж и увеличению узнаваемости торговой марки.

Рекламщикам технология нравится. «Голографический носитель очень перспективен с точки зрения эффективности рекламы. Он привлекает гораздо больше внимания и обеспечивает более долгий контакт с рекламой и большую вовлеченность», — уверен Михаил Спектор, управляющий партнер агентства Marketing Partners. По его словам, традиционные рекламные носители уже настолько привычны, что люди их практически не видят, а 3D-реклама в силу новизны и футуристичности вызывает wow-эффект.

«Дополненная и смешанная реальность воздействует на более глубинные эмоции, рекламодатели получают и интеллектуальный, и чувственный отклик. Это уже не информация, это интерактив с подтекстом», — говорит Ольга Берек, генеральный директор производителя сувенирной и полиграфической продукции CMYK Laboratory.

Борьба за внимание

Январь 2017 года стал поворотным в истории проекта. После трех лет разработки команда Kino-mo представила финальную версию Hypervsn. Ее показали в Лас-Вегасе на всемирной выставке электроники и техники CES — возле стенда белорусов моментально выстроились очереди. Компания получила около 7 тыс. предзаказов из 100 стран мира.

До весны прототипы только сдавали в аренду, под девайс готовился специальный контент. В марте устройства поступили в продажу дистрибьюторам в 15 странах. За полгода удалось изготовить и передать заказчикам свыше тысячи устройств по $2–3 тыс. за штуку. В стоимость входят сам прибор, программное обеспечение и доступ к облаку с его обновлениями. По расчетам РБК, выручка проекта в 2017 году уже составила около $5 млн (50% — продажи устройств, 50% — аренда и услуги). По словам основателей Kino-mo, проект вышел на окупаемость.

Фото: пресс-служба Kino-mo

Основная статья расходов — команда. У Kino-mo два офиса — в Лондоне и Минске. Сборка устройств происходит на заводах Flextronics в Европе. В штате — 50 человек: инженеры, программисты, дизайнеры, маркетологи, продавцы и кадровики. Большая часть команды занимается совершенствованием продукта. Артем и Кирилл планируют научить девайс реагировать на движения и адаптировать технологию для игровой индустрии. Еще одно направление — интерактивное голографическое изображение. Например, парящее над столиком в кафе меню — чтобы можно было прокрутить иллюстрированный список блюд, увеличить изображение понравившегося и заказать в пару кликов. Или интерактивные примерочные — по тому же принципу посмотреть рубашку из интернет-магазина со всех сторон.

Изобретение защищено патентом, но от появления китайских подделок это не спасает. Единственная действующая защита — работа на опережение. Артем Ставенко утверждает, что технологии китайских конкурентов отстают от оригинала на три-четыре года. Отличие не только в качестве картинки, но и в принципе работы. Kino-mo позволяет строить сеть из девайсов, которой можно управлять дистанционно, и получать аналитику по продажам. «Я могу сидеть в кресле в Москве и управлять контентом во Владимире, Санкт-Петербурге, Рязани удаленно. Если, например, гамбургер в «Макдоналдс» в Рязани продается с 12:00 до 13:00 плохо, то для стимулирования продаж я могу в это время транслировать именно картинку гамбургера. Просели продажи милкшейка в Санкт-Петербурге? В режиме онлайн загружаем на картинку напиток», — объясняет Кирилл Чикеюк.

«С помощью голограмм можно встраивать в окружающую действительность любой цифровой контент, это одно из самых интуитивно понятных способов получения и взаимодействия с информацией. Голографические технологии являются закономерным этапом, когда информация буквально начинает нас окружать», — считает основатель компании HoloGroup Александр Якубов. Но, по его мнению, технологии демонстрации голограмм с помощью отдельных физических средств менее перспективны, чем носимые личные устройства, которые проецируют голограммы пользователю прямо в глаза. «По моим прогнозам, через пять-семь лет, когда «умные очки» станут массовым потребительским устройством, большинство физических экранов и других носителей информации просто перестанет существовать и их заменят цифровые голографические аналоги», — уверен предприниматель.

Голограммы в России

Первые интерактивные 3D-инсталляции начали появляться в России в 2004 году, активное развитие пришлось на 2008 год. Это была технология обратной проекции (rear projection technology), более известная как «Виртуальный промоутер». 3D-эффект достигается за счет того, что изображение транслируется на прозрачную панель и как бы тает в воздухе. Система распознает речь и способна отвечать на простейшие вопросы.

Предприниматель Павел Иванов увидел «Виртуального промоутера» в 2008 году по телевизору. Идея настолько ему понравилась, что он уговорил друга заняться этим бизнесом. Вдвоем они собрали и запатентовали модель. Продажа первого устройства принесла предпринимателю 60 тыс. руб.

Сейчас в копилке изобретателя восемь патентов, связанных с голографическими инсталляциями. У компании Иванова «Гефест Капитал» 21 филиал в России и СНГ. Компания производит устройства по авторским разработкам, готовит для них контент и продает зарубежные гаджеты. Среди клиентов — «Газпром», Сбербанк, Apple, Mobil, Pfizer, Ralf Ringer и др.

Кроме «Виртуального промоутера» Иванов производит сенсорные столы и стойки, воздушные дисплеи на основе крупнодисперсного водяного пара, сложные проекционные инсталляции, системы «Интерактивный бар» и «Интерактивный пол». Большинство устройств делается на заказ. Цена «железа» в продаже обычно в два раза превышает себестоимость, цена контента — в три. Средний чек колеблется от 80 до 400 тыс. руб. Объем рынка такой рекламы в России предприниматель оценивает в 11 млрд руб., а свою долю на нем — в 30%. Технология пользуется спросом не только в бизнес-сфере. С 2013 года государство выделяет бюджетные деньги на реновацию ​музеев интерактивными инсталляциями.

Павел Иванов приобрел девайс Kino-mo одним из первых в России. Он считает, что прибор не будет пользоваться большим спросом: развитию проекта в стране могут помешать высокая цена и несовершенство конструкции. Прототип во включенном состоянии напоминает вентилятор. Картинка по четкости уступает обычным экранам, к тому же устройство работает довольно шумно. Наконец, китайские аналоги дешевле в десять раз: крутящийся светодиод со схожим принципом действия можно купить за 8 тыс. руб.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Единственный турбинный завод на Украине решили перенести из Харькова Политика, 17:20
Страны G7 отвергли причастность Украины к теракту в «Крокусе» Политика, 17:18
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:09
Зверев проиграл 106-й ракетке мира на турнире ATP в Мюнхене Спорт, 17:05
Польский премьер сообщил о задержании заказчика нападения на Волкова Политика, 17:04
Умер сыгравший в сериале «Слуга народа» актер Петр Никитин Общество, 17:02
Экс-кандидата на пост президента Украины внесли в реестр экстремистов Политика, 16:57
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Почему карьера в IТ все больше зависит от умения разговаривать Pro, 16:55
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Спорт, 16:50
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25