Довольно занимательный факт связан с периодом времени, потребовавшемся для расследования. По сообщению прокуратуры Швейцарии, фигуранты дела находятся под наблюдением с 1990 года. Действительно ли все это расследование потребовало 25 лет или раньше дело было не так актуально?
Итоги выборов президента ФИФА до утра 27 мая мало у кого вызывали сомнения — предполагалось, что будет переизбран Йозеф Блаттер. И хотя УЕФА уже призывает отложить выборы президента, позиция европейской ассоциации была очевидна и до последних событий — конфликт Мишеля Платини и Зеппа Блаттера ни для кого не был секретом, и европейская футбольная ассоциация хотела бы видеть на посту президента ФИФА нового человека. Пока до отмены выборов дело не дошло, но их результаты уже выглядят не столь очевидными.
Хотя акцент в обвинениях сделан на взятках по коммерческим контрактам, основное внимание СМИ обращают на право проведения мундиаля в 2018 и 2022 годах. При этом вовсе не обсуждается сама возможность повлиять с помощью такого подкупа на итоговый результат: достаточно ли подкупить 6 или даже 14 человек (чьи должности и возможности до конца не известны), чтобы получить право принять главный футбольный турнир планеты?
Страну — хозяйку ЧМ выбирают 24 члена исполкома ФИФА, среди которых и президент федерации. Однако, учитывая выдвинутые обвинения и зная, что для победы в голосовании нужно набрать большинство голосов, можно сделать неутешительный вывод о масштабах коррупции в ФИФА. Но дело еще только предали огласке, официальных обвинений и доказательств вины еще не представлено, и нужно разобраться в юридических тонкостях выборного процесса. Наконец, пока мы мало знаем о задержанных и подозреваемых, с выводами торопиться не стоит.
Корпорация ФИФА
В России тема будущего чемпионата мира обсуждается очень бурно. Может ли он быть отменен? До игр 2018 года уже немного времени, стадионы и инфраструктура строятся, позитивный опыт проведения Олимпийских игр у нас есть. Мало того, спортивное событие такого масштаба может стать для страны одним из катализаторов роста. Но не обязательно во внимание будут приняты только объективные факторы. Пока все официальные лица ФИФА не ставят под сомнение проведение игр 2018 года в России. Однако очевидно, что все противники такого сценария перешли в активное наступление.
Следует также учитывать, что футбол все больше становится бизнес-историей, а ФИФА давно превратилась в корпорацию. За период 2011–2014 годов федерация получила от продажи прав на трансляцию и спонсорских контрактов более $5,7 млрд, что в 2,3 раза больше аналогичного показателя за 2003–2006 годы. Да, тратить тоже приходится больше. Очевидно, что такие финансовые потоки не могут не привлекать внимания и не вызывать борьбы, в том числе и подковерной. Возможно, скандал объясняется прежде всего этим, а не политическими мотивами.
Интересно, наконец, что и в официальном заявлении, и на экстренно созванной пресс-конференции звучит мотив о том, что происходит «очищающий ряды» процесс. Представителю федерации задали вопрос: «Как вы объясните все происходящее поклонникам футбола, которые выглядят самой пострадавшей в этом событии стороной?» Но болельщики едва ли были удивлены — и это, наверное, самое грустное.
Об авторах
Илья Солнцев,
Директор Центра стратегических исследований в области спорта РЭУ им. Плеханова
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.