Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Саакашвили пообещал «совсем скоро» вернуться на Украину 01:09, Политика Штаб Собчак ответил властям Крыма о признании полуострова российским 00:45, Политика «Шахтер» обыграл «Рому» в первом матче плей-офф Лиги чемпионов 00:39, Спорт Тимати отказался от запуска виртуального сотового оператора Stars Mobile 00:39, Бизнес Появились снятые с дрона новые кадры из Дебальцевского котла 00:29, Общество Эксперты указали на рост налоговой нагрузки вопреки обещаниям властей 00:15, Экономика Центр примирения заявил о срыве урегулирования в Восточной Гуте 21 фев, 23:27, Политика Патриарх Кирилл рассказал о «большего всего грешащих языком» людях 21 фев, 23:13, Общество Без поправки на творчество: как театры в России тратят деньги 21 фев, 23:12, Экономика Власти объяснили демонтаж двух наземных переходов в центре Москвы 21 фев, 22:57, Общество Президент Сербии передал Лаврову письмо для Путина 21 фев, 22:48, Политика Лига чемпионов по футболу. «Севилья» — «Манчестер Юнайтед». Онлайн 21 фев, 22:45, Спорт Небензя ответил постпреду США в ООН на слова о «режиме Путина» 21 фев, 22:37, Политика Дума поручила комитетам запросить в ЦБ и Генпрокуратуре данные о «Югре» 21 фев, 22:12, Финансы Посол Ирака ответил на сообщения о возможной покупке С-400 у России 21 фев, 22:01, Политика ЦСКА вышел в 1/8 финала Лиги Европы 21 фев, 21:56, Спорт В Германии задержали россиянина по делу о беспорядках на Евро-2016 21 фев, 21:55, Общество Россельхознадзор допустил запрет ввоза молока из ряда регионов Белоруссии 21 фев, 21:45, Бизнес В федерации пообещали вернуть бронзовую медаль Олимпиады Крушельницкого 21 фев, 21:25, Общество Бойцы Росгвардии получили награды за предотвращение побега «банды ГТА» 21 фев, 21:15, Общество Малахов рассказал о съемках «Прямого эфира» на военной базе в Сирии 21 фев, 21:11, Технологии и медиа Россия и Гондурас поделили 135-е место в индексе коррупции Transparency 21 фев, 21:01, Общество СМИ сообщили о выплате Олимпийским комитетом России $15 млн штрафа 21 фев, 20:56, Общество Саакашвили запретили въезд на Украину на три года 21 фев, 20:52, Политика В Федерации керлинга рассказали о дальнейших шагах в деле Крушельницкого 21 фев, 20:45, Общество ЦБ начал санацию банка «Советский» по новой схеме 21 фев, 20:35, Финансы Климкин заявил о готовности признать вину отдельных украинцев за Волынь 21 фев, 20:21, Политика Ректор МГУ отказался сдвигать весенне-летнюю сессию из-за ЧМ-2018 21 фев, 20:08, Политика
Издержки контроля: как сокращать силовые ведомства в кризис
Общество, 22 янв 2016, 12:22
0
Вадим Волков Мария Шклярук Издержки контроля: как сокращать силовые ведомства в кризис
Сокращение силовых структур приведет к тому, что все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. Повышение раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик

Меньше следователей, больше управленцев

Падение доходов государства делает сокращение сотрудников правоохранительных ведомств неизбежной мерой. Сами ведомства, естественно, выступают против, пугая налогоплательщиков последствиями в виде разгула преступности и снижения уровня защищенности. На самом деле ситуация может быть обратной, если провести сокращение продуманно.

Около 80% затрат в МВД — это расходы на зарплату и прочее содержание сотрудников, так что других путей уменьшения расходов, кроме сокращения людей, почти нет. В случае секвестра бюджета МВД будет сокращать сотрудников не только в центральном аппарате в Москве, о чем было объявлено на прошлой неделе, но и в регионах. Президентский указ от 12 сентября 2015 года устанавливал штатную численность МВД в размере 1 003 232 человек, из которых 835 844 — сотрудники ОВД, в том числе полицейские. Таким образом, численность МВД была впервые снижена со времен преобразования милиции в полицию. Тогда, в 2009 году, после сокращения на 20% количество сотрудников МВД в целом составило 1 106 472 человека, а ОВД — 907 630.

Реформа 2009 года стала подарком для МВД. Закон «О полиции» расширил полномочия сотрудников, зарплаты и общий бюджет министерства выросли почти в два раза, а сокращениям подверглись непрестижные, часто вакантные должности «на земле» (участковые, дежурные части, оперативные службы). При этом управленческие структуры, отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭПы) и другие престижные службы остались нетронутыми. В результате перекос в сторону управленческой надстройки, и так разросшейся во времена высокой углеводородной ренты, усилился еще больше. По нашим оценкам, доля сотрудников МВД, непосредственно занятых правоохранительной деятельностью (охраной порядка на улицах, раскрытием преступлений или работой с населением), составляет не более 60–70%. Остальные занимаются управлением, анализом, контролем, надлежащим оформлением, бумагооборотом, планированием, координацией и т.п. Если в 2009 году соотношение управленцев и следователей в Следственном комитете было 50х50, к 2014 году, по данным сотрудников Академии СК, доля следователей уменьшилась до 41%.

Пределы контроля

Силовые структуры чуть ли не самые бюрократически зарегулированные в стране. Увеличение количества отчетных процедур когда-то было призвано решить проблему теневой активности и сделать работу первичных подразделений измеримой и подконтрольной для начальства. Кризис доверия к работникам бюджетной сферы — будь то участковый инспектор полиции, врач или учитель — породил феномен тотальной отчетности. Каждое выполненное или невыполненное действие теперь должно сопровождаться составлением соответствующих бумаг. Доля полезной работы, непосредственно связанной с профильной деятельностью — охраной порядка, работой с населением, раскрытием и расследованием преступлений, —​ стала занимать менее половины рабочего времени.

В функции центрального аппарата МВД в основном входит контроль за работой региональных управлений. Те, кто критикуют сокращение, опасаются, что у МВД просто не хватит рук, чтобы обрабатывать весь объем информации, который поступает из регионов. Но в XXI веке МВД и не должно использовать человеческие ресурсы, чтобы обрабатывать информацию о работе на местах. Практика ежедневного заполнения различных отчетов (о результатах работы, росте преступности, проведении мероприятий по усилению в очередном направлении работы) в каждом районе, которые далее сводятся на уровне региональных главков, а затем на уровне центрального аппарата — явный анахронизм. Решением может быть создание единой автоматизированной системы ввода информации, распределение уровней доступа и наличие автоматизированных алгоритмов анализа информации о работе полиции и других силовых ведомств по уровням управления. Сейчас же единственным эффективно налаженным механизмом обмена информацией остается создание бумаг, подтверждающих, что сотрудник полиции проделал работу, и отправка наверх отчетов и ответов на запросы.

Еще больше бумажной работы

Проблема в том, что, хотя МВД декларирует сокращение именно управленческого аппарата, система управления и контроля, ориентированная на бумажную работу и количественную отчетность, остается неизменной. Ситуация, когда, например, начальник отдела МВД по району отвечает за проступки участкового, хотя между ним и участковым минимум три других начальника и одно контролирующее подразделение, по-прежнему будет стимулировать три сочетаемых сценария поведения. Начальник будет добиваться показателей работы «не хуже других», требовать от подчиненных постоянного составления документов (к отсутствию документов придраться проще, чем к отсутствию результата) и скрывать любые проблемы до самого конца.

Сокращение контролирующих структур не приведет к улучшениям и даст обратный эффект, так как все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. И вместо инспектора в штабе справки о работе подразделения будет писать следователь. Мало того, требование повышения раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик получения признаний: это быстрее, а в условиях дефицита рабочего времени и необходимости результата — почти неизбежно. К тому же кризис существенно снижает шансы найти другую работу, а стабильность зарплаты полицейских даже выше, чем у остальных госслужащих. Значит, терпимость к незаконным практикам будет только повышаться.

Как сокращать?

Сокращать расходы в силовых ведомствах надо за счет повышения автономности низовых подразделений, информатизации процесса и увеличения доверия к сотрудникам «на земле». Но для этого необходима смена всей идеологии контроля: с централизованного (через этажи иерархии внутри ведомства) на горизонтальный — возможность общества, населения в муниципалитетах устанавливать приоритеты работы и реагировать на нарушения полицейских через эффективный общественный контроль и судебную защиту.

Можно выделить четыре направления, при которых сокращение МВД действительно стало бы эффективным, в том числе с точки зрения бюджетной экономии. Во-первых, это оптимизация уровней управления — например, передача задачи обеспечения общественного порядка на уровень субъектов Федерации или городов и районов. Таким образом, сначала убирается лишняя функция, а затем люди. Во-вторых, дебюрократизация: радикальное снижение требований к составлению документов, подтверждающих процесс работы — освободившееся время можно использовать для повышения эффективности работы полиции. В-третьих, информатизация: когда для оценки работы подразделений и понимания криминогенных рисков в разных районах может использоваться исходная, необобщенная информация, анализируемая на федеральном уровне (это позволит сократить аналитические подразделения на местах). Пример такого анализа можно увидеть на карте наркопреступлений.

И наконец, замена части внутренних механизмов контроля внешними инструментами общественного контроля — действенной системой обжалования через судебную систему, получения информации о проблемах через СМИ. Да, все это потребует структурного преобразования МВД, но иначе страшилки о росте преступности и снижении безопасности оправдаются. Впрочем, без преобразований они оправдаются, даже если МВД сейчас не сокращать​.

Об авторах
Вадим Волков Научный руководитель Института проблем правоприменения Мария Шклярук вице-президент ЦСР
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.