Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Что известно о пожарах в ангарах на юге Москвы. Видео Общество, 15:30
Олимпийского чемпиона по боксу поймали при попытке сбежать с Кубы Спорт, 15:23
Миллиардер Ричард Брэнсон посетил Гостомель Политика, 15:22
Зампред ЦБ заявил, что в России «должна возобладать рыночная дисциплина» Общество, 15:18
Военная операция на Украине. Главное Политика, 15:18
Какие практики помогают «отключиться» от мира, чтобы узнать себя РБК и ГАЛС, 15:13
На Fashion Tech Run испытали российские решения в сфере моды и технологий Город, 15:12
Зорькин заявил, что Ельцин лишил гарантий русских в Крыму и на Украине Политика, 15:06
Закс Петербурга разрешил губернатору избираться без ограничения сроков Политика, 15:05
Итальянский советник Федуна объявил об уходе из «Спартака» Спорт, 15:04
Брянский губернатор сообщил о сбитом украинском беспилотнике Политика, 14:57
Транссиб перекрыли из-за сошедших с рельсов вагонов в Приамурье Общество, 14:54
«СЭ» узнал о приостановке выплат «Локомотиву» по трансферу Миранчука Спорт, 14:52
Нейрокепка и искусственный интеллект: как сконцентрироваться на дороге Партнерский проект, 14:50

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Мнение ,  
Максим Артемьев

Ни шагу назад: зачем Россия заблокировала проведение трибунала по Boeing

Россия — единственная страна, выступившая «против». Хотя формально трибунал ничем ей не угрожает. Более того, она должна быть даже заинтересована в его работе, ибо трагедия произошла в считаных километрах от ее границ

Виновные не найдены

Блокирование резолюции Совбеза ООН по созданию международного трибунала породило много споров относительно политических причин и последствий этого решения. Обычно в России в качестве аргумента против создания международного трибунала по расследованию обстоятельств крушения рейса MH17 17 июля 2014 года приводят тот факт, что в случаях с уничтожением американским ВМФ иранского авиалайнера в 1988 году или украинскими ПВО самолета авиакомпании «Сибирь» в 2001 году подобных международных расследовательско-судебных органов не создавалось.

Однако разница между этими прецедентами налицо: в тех случаях не было необходимости искать виновных. Американцы сразу признали свою ответственность за пуск ракеты с борта крейсера «Винсенс». Да и скрывать это было невозможно. Примерно такая же ситуация сложилась после взрыва над Черным морем самолета «Сибири». Все указывало на вину Украины, она вяло отбивалась, но последовавшими вскоре отставками высших военных чинов фактически признала свою вину. А через два года выплатила почти $8 млн (без признания вины) по межправительственному соглашению с РФ семьям жертв катастрофы. В случае же с «Боингом» «Малайзийских авиалиний» никто не признает свою вину — ни РФ, ни Украина, ни сепаратисты юго-востока. Поэтому и требуется найти виновных.

Другое важнейшее отличие — это то, что в предыдущих случаях речь идет об ошибках применения систем ПВО официальными вооруженными силами признанных государств. Это трагично, но это неизбежное зло — во время ли учений, как в случае с Украиной, или во время патрулирования моря ​по соседству с районом боевых действий. Что касается малайзийского «Боинга», то речь идет об использовании высокоточного и крайне опасного оружия, относимого к разряду стратегического (недаром столько проблем всякий раз возникает, когда Россия, например, пытается поставить свои комплексы​​ ПВО в ту или иную страну) неизвестными силами. Это по своим потенциальным угрозам почти как овладение некоей группировкой ядерным или ракетным оружием.

«Одна страна мешает поиску правды»: как мир реагировал на вето по Boeing
Фотогалерея 
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон

«Мы не можем позволить одной стране мешать поиску правды или свершению правосудия. Если мы не сможем создать трибунал в рамках ООН, то мы воспользуемся другими способами этого добиться. Как и в случае с Локерби, правосудие должно восторжествовать».

В 1988 году под Локерби был взорван пассажирский Boeing 747. В 1999 году Ливия согласилась выдать подозреваемых в теракте для участия в судебном процессе. В 2001 году один из арестованных ливийцев был оправдан, а второй — экс-директор по безопасности Libyan Arab Airlines Абдельбасет аль-Меграхи — получил пожизненное заключение

ЧП мирового масштаба

Мировое сообщество заинтересовано в двух понятных вещах. Во-первых, установить виновника трагедии и добиться, чтобы он (они) понесли должное наказание. Нельзя создавать прецедент ухода от ответственности в случаях с таким количеством жертв и с такими потенциально дестабилизирующими последствиями. Во-вторых, не допустить попадания средств ПВО в руки незаконных формирований (неважно, как они называются — сепаратистские, националистические, террористические) и наказать тех, кто был виновен за то, что смертоносное оружие, переводящее масштаб военных действий на качественно иной уровень и угрожающий гражданам третьих стран, все-таки попало к подобным силам.

Pro
Фото: Shutterstock Расстройства пищевого поведения: как их распознать и лечить
Pro
Фото: Shutterstock Почему россияне отказываются от покупки квартир и что будет со спросом
Pro
Семь негативных установок менеджера по продажам. И как их скорректировать
Pro
Фото: Shutterstock Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу
Pro
Что поможет обрести надежду в самой тяжелой ситуации: 6 правил
Pro
Фото: Shutterstock Как «объехать» санкции: альтернативные способы доставки товаров из Европы
Pro
Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников
Pro x The Economist
Фото: Shutterstock Рост не для всех: почему инфляция обошла Азию стороной

Другими словами, по мнению мирового сообщества (ну или значительной его части) инцидент с «Боингом» не просто трагическая случайность, а проявление политической безответственности и авантюризма тех, кто безрассудно предоставил сложнейшее и опаснейшее оружие в случайные руки. Но даже если предположить, что никто ничего целенаправленно не предоставлял, то все равно случилось ЧП мирового масштаба. У неизвестных сил имеются современные зенитно-ракетные комплексы (не переносные типа «Стингер», а способные уничтожать самолеты на расстоянии сотен километров), и они их используют, а после скрываются от ответственности. При этом ввиду дипломатической и политической запутанности создание международного трибунала представляется наиболее приемлемым инструментом для разрешения вышеописанных задач.

Наиболее точный аналог того, что предлагается, — это Специальный трибунал по Ливану, созданный в 2009 для расследования убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Данный трибунал уникален тем, что, во-первых, расследует дело в отсутствие обвиняемых (как и в случае с рейсом MH17), и во-вторых, первый международный судебный орган, специально созданный для рассмотрения дела о терроризме (аналогичное сходство). Таким образом, его прецедент подрывает третий ряд возражений со стороны некоторых российских представителей, что, де, трибуналы учреждаются только по делам о геноциде и тому подобным массовым преступлениям. Убийство Рафика Харири повлекло за собой гибель «всего» 22 человек — много меньше, чем пассажиров «Боинга», но тем не менее ввиду политической важности дела и невозможности разрешить его национальными судебными системами трибунал был создан.

Все дальше в изоляцию

Почему же Россия заняла позицию, решительно расходящуюся с большинством членов Совбеза? Напомним, что она единственная была «против», даже Китай и то воздержался при голосовании. Ведь формально трибунал ничем ей не угрожает и ни в коем случае не направлен против нее. Более того, она должна быть особенно заинтересована в его работе, ибо трагедия произошла в считаных километрах от ее границ.

Но заняв изначально резкую позицию тотального отрицания даже гипотетической вины своих представителей (назовем это так), Москве теперь почти невозможно сделать хоть один шаг назад. Даже пойти на то, на что пошли и правительства США и Украины, а именно на досудебную сделку с выплатой компенсаций (ex gratia)  без признания юридической вины (США, к примеру, даже извинения отказались приносить и поощрили наградой командира крейсера), Кремль теперь не сможет. Причина очевидна — одно дело допустить, что твои военнослужащие допустили трагическую ошибку, но в пределах никем не оспариваемых полномочий, другое — что твоя страна напрямую участвовала в военных действиях за рубежом (отрицая это публично), да еще и поставляла сложнейшую технику непонятно кому.

Тактически РФ достигла победы — трибунала не будет, а любые другие квазисудебные органы, созданные в обход ООН, она может смело игнорировать. Также не имеют никаких реальных перспектив обращения в Международный уголовный суд, ЕСПЧ и т.д.

Однако политические последствия для Москвы будут складываться тяжелые. Имидж ее дополнительно испорчен. Любые ее заявления по данной проблеме будут априори приниматься с сомнением и недоверием. Дипломатическая изоляция будет только нарастать. Родственники жертв трагедии могут подавать коллективные и индивидуальные иски в различные судебные инстанции с требованием выплаты им компенсаций, и в отношении РФ вполне могут начисляться штрафы. С ними она может не соглашаться, но это будет грозить арестами недвижимости, что, в свою очередь, потребует изматывающих судебных разбирательств.

Об авторе
Максим Артемьев Максим Артемьев историк, журналист
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги