Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Сборная России по хоккею победила Канаду на Кубке Первого канала 19:22, Спорт Собчак заявила о готовности уйти с выборов для единства оппозиции 19:20, Политика ПАРНАС отказалась выдвигать своего кандидата на президентские выборы 19:11, Политика Неустранимые сомнения: что не так с показаниями по делу Улюкаева 19:11, Мнение Камеру для Улюкаева пообещали подобрать после беседы с психологом 18:38, Общество Самолет компании «Аэрофлот» вынужденно приземлился в Астрахани 18:34, Общество Южная Корея: две стороны одной страны 18:15, РБК, Korean Air и НОТК СМИ сообщили о смерти самого старого жителя Европы 18:07, Общество Актриса Алисса Милано рассказала о боли от любого вида харрасмента 17:37, Общество В одном из районов Дагестана силовики блокировали жилой дом 17:33, Общество Российские биатлонисты выиграли первую медаль в сезоне 17:25, Спорт 15 идей подарков для коллег и бизнес-партнеров 17:08, РБК и Афимолл Сити Саудовские власти решили разрешить женщинам водить мотоциклы 16:56, Общество Собянин пообещал помочь Московской области ликвидировать источник запахов 16:45, Общество 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом 16:35, Спецпроект РБК PINK Рябков призвал прекратить «гонку угроз» в отношении КНДР 16:21, Политика Десятки тысяч румын пришли проститься с «королем-комсомольцем» Михаем I 16:12, Фотогалерея  Лидер «друзей КНДР» в Думе заявил о способности её ракет достичь США 16:09, Политика Яд становится лекарством: как змеи спасают людей 16:08, Lenovo и РБК В Москве около закрытых станций метро начали раздавать бесплатный чай 15:47, Общество Фонд храма Христа Спасителя получил иск от арендатора на 27 млн руб. 15:36, Политика Анастасия Кузьмина возглавила общий зачет Кубка мира по биатлону 15:17, Спорт В голосовании по названию моста в Крым определился лидер 15:07, Общество На востоке Москвы до конца 2018 года появится подземный вокзал 14:58, Общество Квест-драйв: как доехать до Шереметьево за 30 минут 14:47, РБК и Porsche Главы МИД России и Франции обсудили в телефонном разговоре Сирию 14:35, Политика Фигуранта дела миллиардера Михальченко убили в Петербурге 14:34, Общество Шойгу поблагодарил обеспечивавших безопасность Путина в Сирии военных 14:32, Общество
Век патриархов: как русская церковь строила свою вертикаль власти
100 лет революции, 10 ноя, 19:40
0
Борис Кнорре Век патриархов: как русская церковь строила свою вертикаль власти
В 1917 году революция дала русской церкви возможность выйти из-под жесткой опеки государства. Сто лет спустя церковь пытается стать силой, способной предложить свой путь развития страны

Сто лет назад Всероссийский поместный собор принял решение восстановить патриаршество. Патриарх, как и государь, для российского сознания и национальной культуры — фигура не столько политическая, сколько символическая. Это не просто руководитель церковной организации, «первый среди равных» ему епископов, а в первую очередь образ, наделенный сакральным ореолом.

Неудобная фигура

Патриарх так или иначе символизирует власть, но власть духовную. С одной стороны, у него гораздо меньше полномочий, чем у светского правителя, с другой — в чем-то он стоит выше, чем светский правитель. Недаром в социальной концепции Русской православной церкви написано, что, «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». То есть пространство для столкновения церковной и государственной власти существует.

Поэтому неудивительно, что светская власть не всегда была готова приветствовать фигуру патриарха и нередко предпочитала, чтобы церковь управлялась иначе. В российской истории несколько раз тормозили или вообще блокировали очередные выборы патриарха. Изначальное учреждение патриаршества на Руси, состоявшееся в 1589 году, было инициировано Борисом Годуновым, который не был царем, а выполнял роль правителя при фактически отрешенном от правления Федоре Иоанновиче. После длительного периода существования церкви без патриарха в синодальный период этот институт восстанавливается опять-таки в момент беспрецедентной политической турбулентности — в самый разгар революции. Наконец, после очередного отсутствия патриарха с 1925 по 1943 год избрание нового главы церкви связано с уязвимостью большевистской власти во время войны.

То есть всякий раз появление патриарха происходит в тот момент, когда власть чувствует себя недостаточно уверенно и ей нужна дополнительная «сакральная» поддержка. Когда же такая поддержка не нужна, то ненужным может оказаться и патриарх.

Однако и в самой церкви в идее восстановления патриаршества видели определенные риски. Обсуждение вопроса началось задолго до революции. Некоторые участники Предсоборного присутствия, собравшегося еще в 1906 году, высказывали опасения, что патриарх со временем превратится в абсолютного автократора, поместного папу, а его деспотизм и самоуправство в конечном итоге уничтожат соборность, что при патриархе епископат вновь оттеснит клириков и мирян от участия в церковном управлении, начнет борьбу за свои привилегии, а это приведет к вредной централизации и бюрократизации церковной жизни.

Наконец, некоторые боялись, что разные области Российской империи могут воспротивиться такой централизации власти и в противовес даже поставить вопрос о выборе своих, «локальных», патриархов в угоду центробежным тенденциям.

Сила патриарха

Как можем видеть сегодня, часть этих опасений оказалась вполне оправданной. Та вертикаль власти, которая выстраивается нынешним патриархом, обнаруживает и признаки авторитаризма, и бюрократизации церковной жизни, и борьбу епископата за привилегии. Этой осенью патриарх Кирилл выступил в Успенском соборе Новороссийска с речью, которая подошла бы римскому понтифику: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской православной церкви! Другого пути для нашей Церкви сегодня нет! Кто не согласен — на пенсию!»

Сто лет назад сторонники восстановления патриаршества, напротив, выступали в атмосфере либерализации церковного управления, начавшейся после многолетнего жесточайшего пленения бюрократической машиной. Именно тогда большинство епископов выступали за выборность не только епископата, но и священников силами общин, за широкое привлечение к управлению церковью мирян, за соборные начала церковной жизни.

Избранный патриархом Тихон оказался на удивление редким человеком, лишенным автократических амбиций. Более того, он в 1920 году издал свой знаменитый указ № 362, разрешающий епархиям переходить на самоуправление в отсутствие возможности связи с центром. Указ был продиктован условиями большевистских гонений на церковь и в итоге дал канонические основания для образования независимых церковных объединений — главным образом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

В условиях, в которых Россия оказалась после падения советской власти, наличие действующего института патриаршества наделило церковь реальной политической волей. Государство обязано было считаться с просьбами и интересами Русской православной церкви. А в октябре 1993 года Алексий II даже выступал в роли примирителя между парламентом и сторонниками президента Ельцина.

Институт патриаршества помог церкви не допустить центробежных тенденций, избежать расколов, дать отпор разного рода «конкурентам» на воцерковление российского общества, каковым тогда в особенности представлялась РПЦЗ, упиравшая на свою незапятнанность сотрудничеством с безбожными властями.

Патриарх так или иначе стал точкой притяжения, фигурой репрезентации той системы, которая сегодня связана с утверждением традиционных ценностей, альтернативой либеральному пути развития. Если говорить о патриархе Кирилле, то он являет себя еще и лидером национального возрождения, консолидации национальных сил. Именно митрополит Кирилл еще в октябре 1993 года инициировал появление такой дискуссионной площадки, как Всемирный русский народный собор, название которого недвусмысленно указывает на его задачи. Кирилл стал обращаться к понятию «русского мира» раньше, чем это стали делать в Кремле.

Сегодня мы можем видеть, что в условиях жесткой вертикали светской власти и слабого развития гражданского общества фигура патриарха помогает церкви налаживать сотрудничество с властью и оказывать влияние на разные сферы государственной политики, будь то культура, образование или здравоохранение. Тот протест, который мы видим в либеральной части общества по поводу церкви, показывает, что ее влияние есть и оно расширяется. Можно спорить о методах, о правомерности использования церковью административного ресурса, но упрекнуть церковь в пассивности сегодня нельзя. Церковь демонстрирует свою социально-политическую повестку дня и старается по мере сил ее реализовывать.

Наконец, последний и, возможно, даже наиболее важный момент. По мере того как общественное пространство становится все более функциональным, а значит, обезличенным, церковь являет себя в качестве силы, противостоящей этому обезличиванию. В церковной жизни на разных уровнях очень силен персоналистический аспект. Фигура репрезентации приходских общин — это, как правило, священник-настоятель, епархий — епископ или митрополит. Неудивительно, что для церкви такой фигурой является патриарх. Его значение выходит за рамки текущей конъюнктуры и политического расклада сил в стране.

Об авторах
Борис Кнорре доцент Высшей школы экономики
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.