Десять лет без роста: сможет ли поколение восьмидесятых изменить Россию
Десять лет без роста?
Паника на валютном рынке, очереди в магазинах и рост цен – это лишь вершина айсберга, с которым нам придется столкнуться. Не столь важно, когда стабилизируется курс доллара и на какой отметке – 50, 100 или 150 руб. Важно, что есть фундаментальные причины, по которым мы можем не увидеть значимого роста на горизонте десяти лет после завершения кризиса и, значит, упустить возможности, которые открывает для России исторический момент смены управленческих поколений.
Условия стремительного роста экономики последних пятнадцати лет больше не повторятся. Мы росли с низкой базы при удивительно благоприятной ценовой конъюнктуре: с 1999 по 2014 год цены на нефть выросли в пять раз, добыча нефти увеличилась почти на 80%. Даже если в ближайшие годы высокие цены на нефть вернутся, вряд ли они выйдут на уровень $500 за баррель, а мы существенно нарастим добычу.
Есть и внутренние ограничения: российская экономика исчерпала потенциал экстенсивного роста. Безработицу снижать почти некуда – уровень ниже 6% уже считается крайне низким. Загрузка мощностей достигла 65%, практически максимального показателя для России при текущей структуре экономики. Чтобы его повысить, надо вовлекать новую рабочую силу (которой нет), увеличивать производительность, в том числе путем создания новых, более эффективных предприятий, исправлять структурные перекосы экономики.
Вследствие экстенсивного роста страна попала в так называемую «ловушку среднего дохода»: как только ВВП на душу населения достигает уровня $10–15 тыс. на человека, рост экономики существенно замедляется. Выбраться из этой ловушки непросто: лишь каждая восьмая страна, имевшая средний доход в 1960 году, спустя пятьдесят лет попала в когорту «богатых» (например, Южная Корея, Тайвань, Ирландия и Израиль). Для этого необходимо переходить от опоры на дешевую рабочую силу и природные ресурсы к высокотехнологичному экспорту и созданию максимальной добавленной стоимости внутри страны.
Еще один фактор – негативная демографическая динамика. «Демографическое окно возможностей», при котором основную часть населения составляет экономически активное поколение, для России скоро закроется. Сегодня трудоспособные люди в возрасте от 20 до 60 лет составляют около 60% населения, а через 10 лет их доля сократится на 5% при общем снижении численности населения на 6–8 млн. При этом качество иммиграционного потока существенно уступает качеству эмиграционного; в глобальном рейтинге привлечения и удержания талантов, который выпускает бизнес-школа IMD, Россия находится на 53-м месте, ниже остальных стран БРИК.