Россия 4.0: как подготовить страну к четвертой промышленной революции
17–20 января в Давосе пройдет 47-я ежегодная встреча Всемирного экономического форума. Одной из главных тем форума остается четвертая промышленная революция.
Первая промышленная революция произошла после изобретения парового двигателя и последовавшего перехода от ручного труда к машинному. Вторая использовала электроэнергию и ознаменовала начало массового производства. Третья автоматизировала производство с помощью электроники и информационных технологий. Четвертая промышленная революция — новая эра в развитии человечества, характеризующаяся стиранием границ между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. Технологии, о которых идет речь, включают в себя искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, квантовые компьютеры. Революция повлечет за собой системные изменения. Они коснутся всех сфер бизнеса, общества, политики и потребуют новых форм организации работы правительства и частного сектора.
Россия уже начала подготовку к новой промышленной революции: госпрограмма «Национальная технологическая инициатива» ставит своей целью создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Однако необходимо успеть сделать гораздо больше, начав хотя бы со следующих трех направлений.
Приоритет цифровых технологий
Цифровая экономика — это фундаментальная часть архитектуры четвертой промышленной революции. Руководство России об этом уже говорит, в послании Федеральному собранию 2016 года Владимир Путин предложил запустить «масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, цифровой экономики». Чтобы превратить видение в реальность, России необходимо выстроить полномасштабную венчурную экосистему, усилить защиту прав собственности и других имущественных прав, наращивать инновационный потенциал компаний.
У страны хорошая база для развития цифровой экономики. Например, один из самых высоких в мире показателей проникновения мобильных технологий (153 абонента мобильной связи на 100 человек). Средняя скорость подключения к интернету в России в два раза выше среднего мирового значения. Более 57% семей имеют широкополосный доступ в интернет, и в планах Министерства связи и массовых коммуникаций увеличить этот показатель до 80% к 2018 году.
Чтобы превратить эту базу в долгосрочные конкурентные преимущества, России нужны инициативы по продвижению цифровой грамотности и понимание пользы цифровой экономики для общества. Оптимизация практик кибербезопасности, защиты данных, электронных подписей, частной собственности также имеет первостепенное значение. Страна должна продолжить развитие инноваций в области финансовых услуг и электронной торговли.
Перестройка бизнес-моделей
Известный гуру менеджмента Питер Друкер говорил: «Если лидеры не в состоянии отбросить прошлое, оставить прошлое позади, они просто не смогут создать будущее». Французский модельер Коко Шанель выразила эту мысль более элегантно: «Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться».
На американском и европейском рынках четвертая промышленная революция ведет к быстрому исчезновению одних компаний и стремительному появлению других. Справедливо предположить, что такой же тренд ждет и Россию. Оценочная стоимость новых российских компаний, таких как «Юлмарт» и Qiwi, очень быстро растет из-за привлекательности их бизнес-моделей. И это представляет опасность для традиционных игроков на рынке. Впрочем, они тоже могут процветать в цифровую эпоху, но для этого им необходимо следовать примеру таких компаний, как Amazon, Capital One или American Airlines.
Amazon перестроила свою собственную бизнес-модель отправки книг по почте, предложив рынку устройство для чтения электронных книг Kindle. В Capital One по-новому посмотрели на то, как в компании используют данные, и перефокусировались на клиентов, приносящих самый высокий доход. American Airlines переосмыслила свою роль туристического агента и изобрела систему онлайн-бронирования Travelocity.
Другой способ оставаться конкурентоспособным — это изменить правила игры на рынке. Uber ворвалась на 70-миллиардный рынок доставки еды, когда был придуман UberEATs. Red Bull изменила рынок контента в области культуры, спорта и активного образа жизни. Fujifilm определила, что химические соединения, используемые компанией в основном бизнесе, содержат антиоксиданты, которые могут быть использованы в косметической индустрии.
Российские компании тоже исследуют новые модели. Главная поисковая система страны «Яндекс» предоставляет множество услуг, таких как такси и паркинг, разрабатывает облачные и аналитические решения для рынков розничной и электронной торговли, банковского и телекоммуникационного сектора и т.д. Поставщик программного обеспечения ABBYY теперь специализируется на оптическом распознавании символов и на обработке данных. «Почта России» недавно открыла собственный интернет-магазин и работает над созданием сервиса онлайн-платежей.
Управление рынком труда
Около 60–70% работающих в России людей прямо или косвенно вовлечены в массовое производство. Если прогнозы верны, то доля автоматизации процессов в производстве и логистике достигнет к 2035 году 95%, а 50–70% нынешних рабочих мест просто перестанут существовать. Социальные и экономические последствия таких изменений будут огромными. Как подготовить страну к подобной трансформации?
Государству и бизнесу следует работать вместе, чтобы адаптировать систему образования к нуждам более динамичного и глобализованного рынка труда. Правительству необходимо качественно изменить трудовое, фискальное и социальное законодательство, чтобы сохранить интерес талантливых сотрудников к работе внутри страны. Расходы на исследования и разработки, которые до сих пор не превышают 40% от уровня 1990-х, должны быть увеличены, и финансирование должно поступать в основном из частных источников. В то время как в России доля государственного финансирования исследований выросла с 14 до 69% за 2000–2014 годы, в США и Китае порядка 75% покрывается частным сектором, и эта модель доказала свою эффективность.
В свою очередь, руководители предприятий не могут оставаться только пассивными потребителями готового человеческого капитала. Чтобы обеспечить устойчивый рост, компаниям следует принимать участие в развитии специалистов и сделать это приоритетом своих бизнес-стратегий.
В России такие организации, как World Skills Russia, Агентство стратегических инициатив, Российская венчурная компания, и множество других игроков участвуют в построении общего высокотехнологичного будущего. Ведутся разработки беспилотного наземного и воздушного транспорта, прогрессивных логистических систем — на воде, в воздухе и на земле. Также в России развивается сотрудничество между секторами в области биотехнологий, персонализированной медицины и новых экологичных биоматериалов.
Но продвигая технологические инновации, лидеры должны помнить и о том, как нововведения могут усугубить неравенство в обществе. Ответственность лидеров перед лицом неминуемых изменений состоит в том, чтобы, научившись управлять этими изменениями, построить то будущее, которое отражает наши общие цели и ценности. Следует сделать все возможное, чтобы незащищенные группы людей не остались за бортом технологической революции.