Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Автомобилист» продлил контракт с 41-летним Дацюком Спорт, 20:07 СМИ сообщили о повторном закрытии Храма Гроба Господня из-за коронавируса Общество, 20:06 ВОЗ сообщила о рекордном приросте новых случаев коронавируса в мире Общество, 20:01 МИД Греции назвал провокацией превращение собора Святой Софии в мечеть Политика, 19:53 Что случилось за день. Главные новости РБК Общество, 19:48 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 10 июля Общество, 19:46 Голикова назвала COVID-19 причиной роста смертности в мае Общество, 19:45 Козак назвал последствия заявления Киева о минских соглашениях Политика, 19:32 Власти сообщили об ответе стран о полетах в Россию после COVID-19 Общество, 19:28 Эксперты оценили риски падения цен на нефть из-за второй волны COVID-19 Бизнес, 19:18 Адвокат Ефремова заявил о давлении до оглашения претензий палаты к нему Общество, 19:12 Финляндия назвала срок продления ограничений въезда для россиян Политика, 19:00 Падение биткоина до 0 и законы о криптовалюте. Главные новости за 5 минут Крипто, 18:54 Сотрудник упал в обморок при виде принца Чарльза в супермаркете Общество, 18:48
30 лет перестройке ,  
0 
Сергей Петров

Сергей Петров: «Приватизация шла на всех парах и без ваучеров»

Основатель компании «Рольф» о мутантах социалистической экономики, амбициях первопроходцев и бесконтрольной приватизации рубежа 1990-х. Статья публикуется к 30-летию перестройки

В лозунгах перестройки был один позитив: призыв к ускорению красноречиво звучал как признание в отставании, переходившее в крик SOS. Отрезвление общества происходило стремительно и неотвратимо. Характерно выказывание Франсуа Миттерана: «Горбачев напоминает мне человека, решившего закрасить грязное пятно на стене своего дома. Но, начав зачищать стену, увидел, что шатается один из кирпичей. Попробовав его заменить, он обрушил всю стену, а принявшись ее восстанавливать, обнаружил, что сгнил весь фундамент дома». Свободная экономика вслепую продиралась сквозь руины плановой. Ветер перемен будил в согражданах предпринимательский дух. Случались и рецидивы.

Социалистическая экономика ненадолго вызвала к жизни «мутантов» на базе предприятий, не имеющих отношение к бизнесу. Скоро цеховиков сменили кооператоры и комсомольские предприниматели. В кооперативах мерещилось что-то не совсем приличное, попахивающее жлобством.

В конце 1980-х тотальный дефицит товаров и услуг открывал неограниченные возможности для желающих заполнить пустоты. Отсутствие опыта и представлений о реальных бизнес-процессах компенсировалось амбициями первопроходцев. Мы с друзьями организовали автопрокатную фирму «Розек», из которой 5 августа 1991 года появилась компания «Рольф». Почему прокат автомобилей? В Москве появлялось все больше иностранцев, которые почему-то не хотели пользоваться общественным транспортом.

Перестройка для общества и экономики была, безусловно, благом при всей незначительности задействованных экономических мер. Можно ли было пойти другим путем? Почему был исключен китайский вариант, подробно описано у Гайдара в книге «Гибель империи» — последняя такая возможность закрылась при Косыгине с его реформами.

Очень скоро кооператоры частично реформировались в другие структуры, но большинство канут в Лету вместе с перестройкой, цеховики не выдержат конкуренцию с импортом и открытыми границами. Впереди были 1990-е, которые зададут основной вектор реформ и их плодов на десятилетия.

Среди мифов о том времени, вместе с пошлым прилагательным «лихие», присутствует убеждение о заведомом провале идеи приватизации. Многие до сих пор считают, что «во всем виноваты Чубайс и Гайдар». В действительности после краха СССР никто не смог остановить неизбежную приватизацию. Она и так шла на всех парах, и без всяких ваучеров. В этом я имел возможность убедиться на собственном опыте.

В начале девяностых ремонт автомобиля становился настоящим приключением, особенно если речь шла об иномарке: нормальный автосервис надо было еще поискать. Чтобы полноценно работать, нашей компании предстояло самим ремонтировать машины, а для этого — хотя бы найти помещение для собственного сервиса.

Все здания тогда принадлежали государству и его многочисленным учреждениям. Проблемы с недвижимостью в то время решались только одним способом — поиском лояльного чиновника. И мы предложили войти в наш бизнес директору автобазы «Госкино», у которого мы прежде арендовали площади. Его контора владела множеством стоянок и гаражей, которые часто просто пустовали.

Автобаза передала часть своих гаражей в собственность «Рольфа», а за это получила миноритарную долю в компании. В обмен на неликвидный актив госпредприятие получало акции в прибыльном бизнесе. Но при этом небольшая доля не давала ему почти никаких прав по контролю за этим активом — имея злой умысел, вывести недвижимость в другую компанию не составляло бы труда. Фактически мы могли получить ее в полное распоряжение.

По подобной схеме можно было передавать в частную собственность вообще все что угодно — хоть особняки на Остоженке, хоть нефтяные вышки в Уренгое. Гайдар с Чубайсом лишь попытались хоть как-то упорядочить этот бесконтрольный процесс. Менялся горизонт событий. Если перестройка воспринималась как кризис, то в 1990-е пришло совсем другое восприятие реальности. Несмотря на хаос, отсутствие нужных законов и правил игры, мы были уверены, что все это временно. Это скоро пройдет. Было абсолютно четкое ощущение будущего развития и уверенность в правильности хода вещей.

«Можно было купить всю страну»: бизнесмены о перестройке
Фотогалерея 
<p><span style="font-size:16px;"><strong><span class="js-spell-error">Арас</span> <span class="js-spell-error">Агаларов</span></strong>,<strong> </strong>президент Crocus Group</span></p>

<p><span style="font-size:16px;">В 1980-<span class="js-spell-error">е</span> был профсоюзным работником, затем организовал торгово-производственный кооператив &laquo;Шафран&raquo;, а&nbsp;в 1989 году&nbsp;&mdash; СП&nbsp;&laquo;Крокус <span class="js-spell-error">Интернешнл</span>&raquo;.</span></p>

<p><span style="font-size:18px;"><em>&laquo;В то&nbsp;время в&nbsp;магазинах были пустые прилавки. В&nbsp;огромном гастрономе продавались только трехлитровые баллоны с&nbsp;мочеными помидорами, березовым соком и&nbsp;минеральная вода типа боржоми &mdash;&nbsp;все. А&nbsp;мы привозили из&nbsp;Азербайджана, где у&nbsp;меня были знакомые, персики, гранаты, дыни, арбузы. Приходила десятитонная машина, мы&nbsp;ее развозили по&nbsp;10&nbsp;универсамам в&nbsp;Новых Черемушках и&nbsp;потом просто собирали деньги. Самолетами отправляли в&nbsp;Москву свежую зелень. Люди утром собирали ее&nbsp;с грядок, все это загружалось в&nbsp;самолет, из&nbsp;аэропорта сразу везли на&nbsp;рынок. Потом появились компьютеры, и&nbsp;мы стали торговать техникой. Хватались за&nbsp;все&raquo;.</em></span></p>

<p><span style="font-size:18px;"><strong>Читать далее: <a href="http://daily.rbc.ru/opinions/business/23/04/2015/5537e0d19a7947027c0271d2"><span class="js-spell-error">Арас</span> <span class="js-spell-error">Агаларов</span>: &laquo;Провала 1991 года можно было&nbsp;бы избежать&raquo;</a></strong></span></p>

Об авторах
Сергей Петров Сергей Петров, Депутат Госдумы, основатель ГК «РОЛЬФ»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.